21.  ДЕНЬ В ДАКШИНЕШВАРЕ


Суббота, 5 апреля 1884 г.

Было около восьми часов утра, когда М. пришел в храмовый сад и обнаружил, что Шри Рамакришна сидит на маленькой кушетке в своей комнате. Несколько преданных сидели на полу. Учитель разговаривал с ними. Пранкришна Мукерджи был там.

Пранкришна принадлежал к аристократической семье и жил в северной части Калькутты. Он занимал высокий пост в английской деловой фирме. Он был очень предан Шри Рамакришне и, хотя домохозяин, получал огромное удовольствие от изучения философии Веданты. Он был частым гостем в саду храма. Однажды он пригласил Учителя в свой дом в Калькутте и провел религиозный праздник. Каждый день рано утром он купался в святой воде Ганги. Когда бы это было удобно, он приезжал в Дакшинешвар на арендованной деревенской лодке.

В то утро он нанял лодку и пригласил М. сопровождать его в Дакшинешвар. Лодка едва покинула берег, когда река стала неспокойной. М. испугался и умолял Пранкришну вернуть его на землю. Несмотря на заверения, М. продолжал говорить: «Вы должны отправить меня на берег. Я пойду пешком в Дакшинешвар». Итак, М. пришел пешком и обнаружил, что Шри Рамакришна разговаривает с Пранкришной и другими.

УЧИТЕЛЬ (Пранкришне): «Но в человеке проявляется большее проявление Бога. Вы можете спросить: как Бог может воплотиться в человека, страдающего от голода, жажды и других черт воплощенного существа? и, возможно, также от болезней и горя? Ответ таков: «Даже Брахман плачет, заключенный в ловушку пяти стихий».

«Разве вы не знаете, как Рама должен был плакать, охваченный горем по отношению к Сите? Далее говорится, что Господь воплотил Себя в кабана, чтобы убить демона Хираньякшу. Хираньякша в конце концов был убит, но Бог не вернулся в Свою обитель на небеса. Он наслаждался Своей жизнью кабана. Он родил нескольких кабанчиков и был весьма доволен ими. Боги сказали друг другу: «Что это значит? Господь не хочет возвращаться на небеса! 'Все они пошли к Шиве и поставили вопрос перед ним. Шива спустился и убеждал Господа покинуть тело кабана и вернуться на небеса. Но кабан только играл со своими кабанчиками. (Смех). Затем Шива уничтожил тело кабана своим трезубецем, и Господь вышел, смеясь вслух, и вернулся в свое жилище".

ПРАНКРИШНА (Учителю): «Сэр, что такое звук Анахаты?»

УЧИТЕЛЬ: «Это самопроизвольный звук, который постоянно звучит сам по себе. Это звук Пранавы, Ом. Он исходит из Верховного Брахмана и слышен йогами. Люди, погруженные в мирское, не слышат его. Один только йог знает, что Этот звук исходит как из его пупка, так и от Верховного Брахмана, покоящегося в Молочном Океане".1

ПРАНКРИШНА: «Сэр, какова природа жизни после смерти?»

УЧИТЕЛЬ: «Кешаб Сен также задавал этот вопрос. Пока человек остается в неведении, то есть до тех пор, пока он не осознал Бога, так долго он будет рождаться. Но после достижения Знания ему не придется возвращаться на эту землю или на любой другой план существования.

«Гончар ставит горшки на солнце, чтобы они высохли. Разве вы не заметили, что среди них есть как обоженные, так и необоженные? Когда корова проходит по ним, некоторые горшки разбиваются на куски, уже испечены, гончар выбрасывает их, так как они ему больше не нужны. Но мягкие сырые, хотя и сломанные, он собирает. Он превращает их в комок и из этого образует новые горшки. Точно так же, до тех пор, пока человек не осознал Бога, ему придется возвращаться в руки Гончара, то есть ему придется рождаться снова и снова.

«Какая польза от того, чтобы сеять свареное рисовое зерно? Оно никогда не прорастет. Точно так же, если человек кипятится в огне Знания, он не будет использоваться для нового творения. Он освобожден.

«Согласно Пуранам, бхакта и Бхагаван - это две отдельные сущности.«Я»- это одно, а «Ты»- это другое. Тело - это как бы горшок, содержащий воду ума, разума и эго. Брахман как солнце. Оно отражается в воде. Поэтому преданный видит божественную форму.

«Согласно Веданте, один Брахман реален, а все остальное - майя, похожая на сон и несущественная. Эго, как палка, лежит через Океан Сатчитананды. (М- ру). Послушайте, что я говорю. Когда это эго стерто, остается только один неразделенный Океан Сатчидананды. Но пока остается палка эго, есть видимость двух: здесь одна часть воды, а там другая часть. Обретение знания Брахмана утверждается в самадхи. Тогда эго стирается.

«Но Шанкарачарья сохранил «эго знания»2 для того, чтобы учить людей. ( Пранкришне ) Но есть признаки, которые отличают человека Знания. Некоторые люди думают, что у них есть Знание. Каковы характеристики Знания? Джняни не может никого ранить. Он становится как ребенок. Если стальной меч касается философского камня, он превращается в золото. Золото никогда не режется. Со стороны может показаться, что у джняни также есть гнев или эгоизм, но в действительности у него такого нет.

«С расстояния обожженная нить, лежащая на земле, может выглядеть как настоящая; но если вы приблизитесь и дунете в нее, она исчезнет совсем. Гнев и эгоизм джнани - это просто видимости; они не реальны».

«У ребенка нет привязанности. Он играя строит домик, и если кто-нибудь к нему прикоснется, он подпрыгнет и заплачет. В следующий момент он сам сломает его. В этот момент он может быть очень привязан к своей одежде. Он говорит:«Мой папа дал мне это. Я не буду расставаться с ним. Но в следующий момент вы можете утешить его игрушкой, он уйдет с вами, оставив ткань позади.

«Это характеристики джняни. Возможно, у него дома много предметов роскоши - диван, стулья, картины и оборудование. Но в любой день он может оставить все это и уехать в Бенарес».

«Согласно Веданте, состояние бодрствования тоже нереально. Однажды дровосек лежал, спал, когда кто-то разбудил его. С большим раздражением он сказал:«Почему ты нарушил мой сон? Мне снилось, что я король и отец семерых детей. Князья хорошо разбирались в грамматике и военном искусстве. Я был в безопасности на своем троне и управлял своими подданными. Почему вы разрушили мой мир радости? «Но это был просто сон, - сказал другой мужчина. - Почему это должно вас беспокоить?» Дурак!» - сказал дровосек. - Ты не понимаешь. То, что я стал королем во сне, было таким же реальным, как и то, как М.В. был дровосеком. Если быть дровосеком - это реально, то быть королем во сне - это реально тоже.

Пранкришна всегда говорил о джняне. Именно поэтому Учитель описал состояние джняни? Теперь он приступил к описанию состояния виджняни.

УЧИТЕЛЬ: «Джнана - это реализация Я через процесс «Нети, нети», «Не это, не это». Человек проходит через самадхи через этот процесс устранения и осознает Атман.

«Но виджняна означает Знание с большей полнотой. Кто-то слышал о молоке, кто-то видел молоко, а кто-то пил молоко. Тот, кто только слышал о нем, «невежественен». Тот, кто видел это, - джняни. Но он у того, кто выпил, есть виджняна, то есть более полное знание о нем. Получив видение Бога, человек говорит с Ним, как будто он близкий родственник. Это виджняна.

«Прежде всего, вы должны различать, следуя методу «нети, нети»: Он не есть пять элементов, ни органы чувств, ни ум, ни разум, ни эго. Он находится за пределами всего этого космического принципы. Вы хотите подняться на крышу, затем вы должны устранить и оставить все ступени один за другим. Эти ступени ни в коем случае не крыша. Но, достигнув крыши, вы обнаружите, что ступени сделаны из одинаковых материалов - кирпича, извести и кирпичной пыли - как крыша. Именно Верховный Брахман стал вселенной, ее живыми существами и двадцатью четырьмя космическими принципами. То, что есть Атман, стало пятью элементами. Вы можете спросить, почему Земля так тверда, если она вышла из Атмана? Все возможно по воле Бога. Разве ты не видишь, что кости и плоть сделаны из крови и семени? Как твердеет "морская пена" 3!

«После достижения виджняны человек может жить и в мире. Тогда он ясно осознает, что Сам Бог стал вселенной и всеми живыми существами, что Он не вне мира».

(Пранкришне) «Дело в том, что у человека должен быть «духовный глаз». Вы будете развивать этот глаз, как только ваш ум станет чистым. Возьмите, например, Кумари-пуджу. Я поклонялся девственнице. Девушка, конечно, обладала всеми человеческими несовершенствами, и все же я считал ее Самой Божественной Матерью.

«С одной стороны - жена, а с другой - сын. Любовь дается обоим, но по-разному. Поэтому все сводится к тому, что все зависит от ума. Чистый разум приобретает новое отношение. Через этот разум один видит Бога в этом мире, поэтому нужна духовная дисциплина.

«Да, духовная дисциплина необходима. Вы должны знать, что мужчина легко привязывается к женщине. Женщина естественно любит мужчину, а мужчина также естественно любит женщину. Поэтому оба быстро падают со своего духовного идеала. Но это также должно следуя сказать, что в ведении жизни домохозяина есть большое преимущество: в случае крайней необходимости мужчина может жить со своей женой.

(Улыбается) "Ну, М., почему ты улыбаешься?"

М. (самому себе): «Учитель делает такое большое пособие для домохозяев, так как они не могут отречься от всего. Полное и абсолютное воздержание невозможно для домохозяина?»

Хатхайог, живший в Панчавати, вошел в комнату. Он имел привычку принимать молоко и опиум. Он не ел рис или другую еду и не имел денег, чтобы купить молоко и опиум. Учитель говорил с ним в Панчавати. Хатайог сказал Ракхалу попросить Учителя кое-что для него подготовить, и Шри Рамакришна пообещал рассказать об этом гостям из Калькутты.

ХАТАЙОГ (Учителю): «Ты сказал обо мне Ракхалу?»

УЧИТЕЛЬ: «Я сказал, что попросил бы нескольких богатых посетителей помочь тебе. Но - (Пранкришне) тебе, возможно, не нравятся эти йоги?»

Пранкришна молчал. Хатайог покинул комнату, и разговор продолжился.

УЧИТЕЛЬ (Пранкришне и другим): «Если человек ведет жизнь домохозяина, у него должна быть неослабная преданность истине. Бога можно осознать только одной истиной.  Раньше я очень старался говорить правду, но теперь мое рвение несколько поутихло. Если бы я сказал: "Я искупаюсь", - я бы вошел в воду Ганги, прочитал мантру и окропил голову водой. Но все же у меня оставалось некоторое сомнение в том, что купание окончено. Однажды я был в доме Рама в Калькутте. Я случайно сказал: "Я не возьму никакого лучи. Когда я сел за стол, то почувствовал голод. Но я сказал, что не буду есть лучи, поэтому мне пришлось набить желудок сладостями. (Все смеются.)

«Но мое рвение к правдивости немного поубавилось. Однажды я сказал, что пойду в сосновую рощу, но потом почувствовал, что у меня нет особого желания идти. Что делать? Я спросил Рама (Рам Чаттерджи, священник в храме Радихаканты.) об этом. Он сказал, что мне не нужно идти. Тогда я подумал: «Ну, все это Нараяна. Итак, Рам тоже Нараяна. Почему я не должен его слушать? Без сомнения, слон - это Нараяна, но махут - это тоже Нараяна. Поскольку махут попросил меня не приближаться к слону, то почему я не должен ему подчиняться? Благодаря таким рассуждениям мое рвение к правдивости сейчас немного слабее, чем раньше.

«Я нахожу перемены, происходящие во мне. Несколько лет назад Вайшнавчаран сказал мне:«Человек достигает Совершенного Знания, когда видит Бога в человеке». Теперь я вижу, что только Бог движется в разных формах: как святой человек, как обманщик, как злодей. Поэтому я говорю: «Нараяна в облике садху, Нараяна в облике обманщика, Нараяна в образе злодея, Нараяна в образе разврата.

«Теперь моя проблема в том, как я могу накормить всех вас. Я хочу накормить всех. Поэтому я держу их по одному и кормлю его».

Пранкришна (смотрит на М. и улыбается): «Действительно, хороший человек! (Учителю). Он не отпустит нас, пока мы не отправим его на берег».

УЧИТЕЛЬ (улыбаясь): «Почему? Что случилось?»

ПРАНКРИШНА: «Он был в нашей лодке. Видя, что река была слегка неспокойной, он настоял на том, чтобы причалили к  берегу. ( М. ). Как вы пришли?»

М. ( улыбается ): "Пешком".

Шри Рамакришна рассмеялся.

ПРАНКРИШНА (Учителю): «Сэр, сейчас я думаю о том, чтобы отказаться от своей работы. Тот, кто занимается деятельностью, ничего не может сделать. (Указывая на своего спутника) Я обучаю его выполнять свою работу. После того, как я уйду в отставку, он освободит меня. Работа стала невыносимой".

УЧИТЕЛЬ: «Да, работа очень хлопотная. Теперь тебе полезно медитировать на Бога в одиночестве на несколько дней. Без сомнения, ты говоришь, что хотел бы бросить свою работу. Капитан сказал то же самое. Мирские люди говорят таким образом, но им не удается осуществить свое намерение.

«Есть много пандитов, которые говорят слова мудрости. Но они просто говорят; они не соответствуют им. Они как стервятники, которые очень высоко взлетают, но пристально смотрят на погребальную яму. Я имею в виду, что эти пандиты привязаны к миру, к «женщине и золоту». Если я слышу, что пандиты практикуют различение и бесстрастие, то я их боюсь. В противном случае я рассматриваю их как простых коз и собак».

Пранкришна попрощался с Учителем и ушел. Он сказал М.: «Ты пойдешь с нами?»

М: "Нет, сэр! Поймай меня, когда я снова пойду с тобой! До свидания."

Пранкришна засмеялся и сказал: «Я вижу, ты не не сядешь в лодку».

М. прогулялся возле Панчавати и искупался в реке. Затем он пошел в храмы Радхаканты и Кали и поклонился перед изображениями. Он сказал себе: «Я слышал, что у Бога нет формы. Тогда почему я склоняюсь перед этими образами? Это потому, что Шри Рамакришна верит в богов и богинь с формой? Я ничего не знаю о Боге и не понимаю Его.». Учитель верит в образы; тогда почему я, столь ничтожное существо, тоже не могу принять их? "

М. посмотрел на изображение Кали. Я видел, что Божественная Мать держит в Своих двух левых руках отрубленную голову человека и меч. Своими двумя правыми руками Она предлагает благодеяние и бестрашие Своим преданным. В одном аспекте Она ужасна, а в другом Она вечно ласковая Мать для Своих преданных. Два идеала гармонизированы в Ней. Она сострадательна и нежна к Своим преданным, к тем, кто покорен и беспомощен. Также верно, что Она ужасна, «Супруга Смерти». Она одна знает, почему Она принимает два аспекта одновременно.

М. вспомнил эту интерпретацию Кали, данную Учителем. Он сказал себе: «Я слышал, что Кешаб принял Кали в присутствии Шри Рамакришны. Является ли это, как говаривал Кешаб, Богиней, всем Духом и Сознанием; проявлять Себя в глиняном образе?»

М. вернулся в комнату Учителя и сел на пол. Шри Рамакришна предложил ему поесть фруктов и сладостей. Из-за проблем в семье М. недавно снял дом в другом районе Калькутты, недалеко от его школы, его отец и братья продолжали жить в доме предков. Но Шри Рамакришна хотел, чтобы он вернулся в свой дом, так как объединенная семья дает много преимуществ тому, кто ведет религиозную жизнь. Один или два раза Учитель говорил с М. об этом, но, к сожалению, он еще не вернулся к своей семье. Шри Рамакришна снова обратился к этому вопросу.

Учитель: "Скажи мне, что ты переедешь в дом своих предков."

М.: "Я никогда не смогу убедить себя войти в это место."

Учитель: "Почему? Твой отец переделывает весь дом."

М: "Я слишком много страдал там. Я никак не могу решиться пойти туда."

Учитель: "Кого ты боишься?"

М.: Всех их."

Учитель (серьезно): "разве это не похоже на то, что ты боишься сесть в лодку?"

Полуденное поклонение и предложение еды в храмах были закончены. Играли колокола, гонги и тарелки арати, и храмовый сад был наполнен радостной деятельностью. Нищие, садху и гости поспешили в гостевой дом к полуденному обеду, держа в руках листья или металлические тарелки. М. также взял немного прасада из храма Кали.

Шри Рамакришна некоторое время отдыхал после еды, когда пришли несколько преданных, включая Рам и Гириндру. Они сели после приветствия Учителя. Разговор перешел к Новой Освобожденной Церкви Кешаб Чандра Сена.

РАМ (Учителю): «Сэр, я не думаю, что Нававидхан принес людям какую-то пользу. Если сам Кешаб Бабу был подлинным человеком, почему его ученики остались в таком тяжелом положении? Я не думаю, что что-то есть вообще в Новой Церкви». Это все равно, что грохотать в комнате черепками, а затем запирать их. Люди могут воспринимать это как звон монеток, но внутри нет ничего, кроме черепков. Аутсайдеры не знают, что внутри."

УЧИТЕЛЬ: «В этом должна быть какая-то субстанция. В противном случае, почему так много людей должны уважать Кешаба? Почему Шиванат не удостоен такой же чести, как и Кешаб? Такая вещь не может произойти без воли Бога».

«Но человек не может действовать как ачарья, не отказываясь от мира. Люди не будут уважать его. Они скажут:« О, он мирской человек. Он тайно наслаждается «женщиной и золотом», но говорит нам, что только Бог реальный, а мир нереальный, как сон. Если человек не отрекается от всего, его учения не могут быть приняты всеми. Некоторые мирские люди могут следовать за ним. Кешаб вел жизнь домохозяина, поэтому его разум был направлен и на мир. Он должен был защищать свои семейные интересы. Вот почему он оставил свои дела в таком хорошем состоянии, хотя и прочитал так много религиозных лекций. За какого аристократа он выдал дочь замуж! Во внутренних покоях Кешаба я увидел много больших кроватей. Все это постепенно приходит к тому, кто ведет жизнь домохозяина. Мир это действительно место для удовольствия".

РАМ: «Кешаб Сен унаследовал эти постельные принадлежности, когда его наследственная собственность была разделена. И чтобы Кешаб принял участие в разделении собственности! Как ни крути, сэр, Виджай Бабу сказал мне, что Кешаб сказал ему: «Я частичное проявление Христа и Гауранги. Я предлагаю вам объявить себя Адвайтой. (Близкий спутник Гауранги.) Вы знаете, что еще он сказал? Он сказал, что вы тоже были последователем Новой Церкви». ( Все смеются .)

УЧИТЕЛЬ (смеется): «Кто знает? Но что касается меня, я даже не знаю, что означает термин «новое устроение»». (Смех.)

РАМ: «Ученики Кешаба говорят, что он был первым, кто соединил джняну и бхакти».

УЧИТЕЛЬ (с удивлением): «Как это? Что тогда об Адхьятме Рамаяне? Там написано, что, молясь Раме, Нарада сказал:« О Рама, Ты - Верховный Брахман, описанный в Ведах. Ты живешь с нами» как человек, Ты являешься человеком. В действительности Ты не человек, Ты - тот Верховный Брахман». Рама сказал: «Нарада, я очень доволен тобой. Прими благо от Меня». Нарада ответил: «Какое благо я буду просить у Тебя? Даруй мне чистую любовь к Твоим Лотосным Стопам, и пусть я никогда не буду введен в заблуждение Твоей волшебной майей!» Адхьятма Рамаяна полна таких утверждений относительно джняны и бхакти ".

Разговор перешел к Амрите, ученику Кешаба.

RAM: «Кажется, Амрита Бабу в очень плохом состоянии».

УЧИТЕЛЬ: «Да, он выглядел очень плохо, когда я видел его на днях».

RAM: «Сэр, позвольте мне рассказать вам о лекциях Нового Устроения. Пока играет барабан, участники кричат:« Победа Кешабу! » Вы говорите, что «дал» (слово имеет двойное значение «хедж» и «секта».) Растет только в застойном водоеме. Поэтому однажды Амрита в ходе своей проповеди сказал: «Святой человек (имеется в виду Шри Рамакришна.) Без сомнения сказал, что «даль» растет в застойном водоеме. Но, братья, мы хотим «даль», мы хотим секту. На самом деле, я говорю вам, что мы хотим секту».

УЧИТЕЛЬ: "Что за чепуха! Как ему не стыдно! Что это за проповедь?"

Разговор перешел к желанию некоторых людей похвалить.

УЧИТЕЛЬ: «Они привели меня в дом Кешаба, чтобы посмотреть представление Нимай-санньяс. В тот день я услышал, что кто-то говорит о Кешабе и Пратапе как о Чайтанье и Нитьянанде. Прашанна спросил меня:«Кто вы тогда?» Кешаб посмотрел на меня, чтобы увидеть, что я скажу. Я сказал ему: «Я слуга твоего слуги, прах пыли твоих ног». Кешаб сказал с улыбкой: «Вы не сможете его поймать!»

RAM: «Иногда Кешаб говорил, что ты Иоанн Креститель».

ПРЕДАННЫЙ: «Но Кешаб также сказал, что вы были Чайтаньей девятнадцатого века [сказано по-английски]».

УЧИТЕЛЬ: «Что это значит?»

ПОСВЯЩЕННЫЙ: «Эта Чайтанья снова воплотилась в нынешнем веке христианской эры, и вы - он».

УЧИТЕЛЬ (рассеянно): «Что из этого? Можете ли вы сказать мне сейчас, как можно вылечить мою руку? Эта рука очень беспокоит меня».

Они говорили о музыке Трайлокьи. Трайлокья пел религиозные песни в «Брахмо самадж» Кешаба.

УЧИТЕЛЬ: Ах, как хороши его песни!

RAM: "Как вы думаете, они подлинные?"

УЧИТЕЛЬ: «Да. В противном случае, почему я должен быть так привязан к ним?»

RAM: «Он сочинил свои песни, позаимствовав твои идеи. Во время богослужения Кешаб Сен описал твои чувства и реализации, а Трайлокья Бабу написал песни соответственно. Возьми эту песню, например:

На рынке Любви переполнение Радости;
Посмотрите, как Господь борется со Своим в экстазе Блаженства!

Он видел, как вы наслаждаетесь божественным блаженством в компании преданных, и написал такие песни».

УЧИТЕЛЬ ( с улыбкой ): «Стоп! Не мучай меня больше. Почему я должен быть вовлечен во все это?» (Все смеются.)

ГИРИНДРА: «Брахманы говорят, что у Парамахамсадевы нет отделения организации [сказано по-английски]».

УЧИТЕЛЬ: «Что это значит?»

М: «То, что вы не знаете, как вести секту; ваш интеллект довольно скучный. Они говорят такие вещи». (Все смеются.)

УЧИТЕЛЬ (Раму): «Теперь скажите мне, почему у меня болела рука. Встаньте и прочитайте лекцию об этом. ( Смех ).

«Брахманы настаивают на том, что Бог бесформен. Предположим, что они так и делают. Достаточно призвать Его с искренностью сердца. Если преданный искренен, тогда Бог, который является Внутренним Руководителем всего, непременно откроет преданному Свою веру истинную природу.

«Но нехорошо говорить, что то, что мы сами думаем о Боге, является единственной истиной, а то, что другие считают ложью, потому что мы думаем о Боге как о бесформенном, поэтому Он бесформен и не может иметь никакой формы; это потому, что мы думаем о Бог как имеющий форму, поэтому Он имеет форму и не может быть бесформенным. Может ли человек действительно постичь природу Бога?

«Такого рода трения существуют между вайшнавами и шактами; вайшнав говорит: «Мой Кешава - единственный Спаситель», тогда как Шакта настаивает: «Моя Бхагавати - единственныая Спасительница».

«Однажды я взял Вайшнавчаран к Матхуру Бабу. Теперь Вайшнавчаран был очень образованным вайшнавом и ортодоксальным преданным своей секты. Матхур, с другой стороны, был преданным Божественной Матери. Они вступили в дружескую беседу, когда Вайшнавчаран неожиданно сказал: «Кешава - единственный Спаситель». Как только Матур услышал это, его лицо покраснело от гнева, и он выпалил: «Ты негодяй!» (Все смеются.) Он был Шактой. Разве для него не естественно говорить это? Я подтолкнул Вайшнавчарана.

«Я вижу, что люди, которые говорят о религии, постоянно ссорятся друг с другом. Индусы, мусульмане, брахманы, шакты, вайшнавы, шайвы, все ссорятся друг с другом. У них нет ума, чтобы понять, что Тот, кого называют Кришной, тоже Шива и Первичная Шакти, и что именно Он, опять же, называется Иисусом и Аллахом. Есть только один Рама, и у Него тысяча имен ».

«Истина одна; только она называется разными именами. Все люди ищут одну и ту же Истину; разница обусловлена ​​климатом, темпераментом и именем. В озере много гатх. Из одного гатха индусы берут воду в кувшинах и зовут». это «джал». Из другого гата мусульмане берут воду в кожаных сумках и называют ее «пани». Из третьих христиане берут то же самое и называют это «водой» (все смеются). Предположим, кто-то говорит, что это не «джал», но «пани», или что это не «пани», а «вода», или что это не «вода», а «джал», это было бы действительно смешно. Но это самое, что лежит в основе трения между сектами, их недопонимание и ссоры. Вот почему люди наносят вред и убивают друг друга, и проливают кровь во имя религии. Но это нехорошо. Каждый идет к Богу. Они все осознают Его, если у них есть искренность и тоска по сердцу.

(к М.) «Это для вас. Все писания - Веды, Пураны, Тантры - ищут Его одного и никого больше, только того Сатчитананду. То, что в Ведах называется Сатчитананда Брахман, называется Сатчитананда Шива в Тантре. Опять же, только Он один называется Сатчидананда Кришна в Пуранах ".

Учителю сказали, что время от времени Рам готовил себе еду дома.

УЧИТЕЛЬ (к М.): "Ты тоже готовишь себе еду?"

М: "Нет, сэр."

УЧИТЕЛЬ: «Можешь попробовать. С едой возьми немного очищенного масла из коровьего молока. Это очистит твое тело и разум».

За этим последовал долгий разговор о домашних делах Рама. Отец Рама был набожным вайшнавом и ежедневно поклонялся Кришне дома. Он женился во второй раз, когда Рам был совсем молодым. Отец и мачеха жили с Рамом в его доме. Но Рам никогда не был доволен своей мачехой, и это иногда создавало недоразумение между ним и его отцом.

Они говорили об этом, когда Рам сказал: «Мой отец пошел к собакам!»

УЧИТЕЛЬ (преданным): «Вы слышали это? Отец пошел к собакам, а с сыном все в порядке!»

РАМ: «Когда моя мачеха приходит домой, не бывает покоя. Всегда возникают какие-то проблемы или иные проблемы. Наша семья скоро распадется. Поэтому я говорю, пусть она живет с отцом».

ГИРИНДРА (Раму): «Почему бы тебе не держать свою жену в доме ее отца?» (Смех.)

УЧИТЕЛЬ (улыбаясь): «Являются ли муж и жена похожими на глиняные горшки или банки, чтобы ты мог держать горшок в одном месте и крышку в другом? Шива в одном месте и Шакти в другом?»

РАМ: «Сэр, мы очень счастливы. Но когда она приходит, семья распадается. Если это так…»

УЧИТЕЛЬ: «Тогда построй им отдельный дом. Это будет совсем другое. Ты возьмешь на себя их ежемесячные расходы. Как достойно поклонения своих родителей!  Ракхаль спросил меня, может ли он взять еду, оставшуюся на тарелке отца. - Что ты имеешь в виду?- Сказал я. - Во что ты превратился, чего не можешь? Но правда и то, что хорошие люди не дают никому, даже собаке, еду со своей тарелки."

ГИРИНДРА: «Сэр, предположим, чьи родители виновны в ужасном преступлении, отвратительном грехе?»

УЧИТЕЛЬ: «Что, если они есть? Вы не должны отказываться от своей матери, даже если она совершает прелюбодеяние. Женщина-гуру определенной семьи развратилась. Члены семьи сказали, что они хотели бы сделать сына гуру своим духовным наставником». Но я сказал: «Как это? Вы примете росток и откажитесь от сладкого картофеля? Предположим, она испорчена; тем не менее, вы должны считать ее своей Иштой». Хотя мой гуру посещает таверну, для меня он по-прежнему свят Нитьянанда. "»

«Являются ли отец и мать пустяками? Никакая духовная практика не принесет плодов, если они не будут довольны. Чайтанья был опьянен любовью Божьей. Тем не менее, прежде чем перейти к монашеской жизни, сколько дней он пытался убедить свою мать дать ему ее разрешение стать монахом! Он сказал ей: «Мама, не волнуйся. Я буду навещать тебя время от времени.

(к М. укоризненно) «И позвольте мне сказать вам это. Ваши отец и мать воспитали вас. Вы сами являетесь отцом нескольких детей. И все же вы ушли из дома со своей женой. Вы обманули своих родителей.» Вы ушли со своей женой и детьми, и вы чувствуете, что стали святым человеком. Твоему отцу не нужны деньги от тебя; в противном случае я бы плакал: «Позор тебе!»

Все в комнате стали серьезными и молчали.

УЧИТЕЛЬ: «У человека есть определенные долги, которые он должен заплатить: его долги перед богами и риши, а также его долги перед матерью, отцом и женой. Он ничего не может достичь, не заплатив долг перед своими родителями. Человек в долгу перед своим жена тоже. Хариш отрекся от своей жены и живет здесь. Если бы он оставил ее без присмотра, то я бы назвал его отвратительным негодяем.

«Достигнув Знания, вы будете рассматривать эту самую жену как проявление Самой Божественной Матери. В Чанди написано:«Богиня обитает во всех существах как Мать ». Это она стала твоей матерью.

«Все женщины, которых ты видишь, - это только Она, Божественная Мать. Вот почему я не могу упрекнуть даже Бринду, служанку. Есть люди, которые произносят стихи из Священных Писаний и громко говорят, но в своем поведении они совершенно другие. Рампрасанна Он постоянно занят закупкой опия и молока для хатайога. Он говорит, что Ману предписывает человеку служить садху. Но его старой матери не хватает еды. Она идет на рынок, чтобы купить свои продукты. Это очень злит меня.  

«Но здесь вы должны подумать о другом. Когда человек опьянен экстатической любовью к Богу, то кто его отец, мать или жена? Его любовь к Богу настолько сильна, что он сходит с ума от этого. Тогда у него нет обязанности. исполнять. Он свободен от всех долгов. Что это за божественное опьянение? В этом состоянии человек забывает мир. Он также забывает свое собственное тело, которое так дорого для всех. У Чайтаньи было это опьянение. Он не погрузился в океан зная, что это океан. Он снова и снова бросался на землю. Он не чувствовал голода, жажды или сна. Он вообще не осознавал ничего такого, как свое тело».

Внезапно Шри Рамакришна воскликнул: «Ах, Чайтанья!» и встал.

УЧИТЕЛЬ (преданным): «Чайтанья означает «неразделенное сознание». Вайшнавчаран говорил, что Гауранга был как пузырь в океане неразделенного сознания.

(Старшему Гопалу 4) «Собираетесь ли вы отправиться в паломничество сейчас?»

ГОПАЛ: «Да, сэр. Я хотел бы немного побродить».

RAM ( Гопалу ): «Он [имеется в виду Учитель] говорит, что человек становится кутичакой после того, как он является вахудакой. Садху, который посещает многие святые места, называется вахудакой. Тот, чья жажда путешествий была насыщена, и кто садится в одном место называется кутичака.

«Он также рассказывает нам притчу. Однажды птица сидела на мачте корабля. Когда корабль плыл через устье Ганга в «черные воды» океана, птица не заметила этого факта. Узнав об океане, она покинула мачту и полетела на север в поисках земли. Но она не нашла предела воде и поэтому вернулся. После отдыха она полетела на юг. Там тоже не было предела воде. Тяжело дыша птица вернулась к мачте. Опять после некоторого отдыха она полетела на восток, а затем на запад. Не найдя предела воде в любом направлении, она наконец-то осела на мачте корабля".

УЧИТЕЛЬ (старшему Гопалу и другим преданным): «Пока человек чувствует, что Бог «там», он невежественен. Но он достигает Знания, когда чувствует, что Бог «здесь».

«Человеку захотелось покурить. Он пошел в соседский дом, чтобы зажечь свой уголь. Была уже глухая ночь, и дом спал. После того, как он много постучал, кто-то спустился, чтобы открыть дверь. При виде человека, которого он спросил: «Привет! В чем дело? Человек ответил: «Вы не можете догадаться? Вы знаете, как я люблю курить. Я пришел сюда, чтобы зажечь свой уголь». Сосед сказал: «Ха! Ха! Вы действительно хороший человек! Вы потрудились прийти и сделать все это, стуча в дверь! Ведь у вас в руке зажженный факел!» (Все смеются.)

«То, что ищет человек, очень близко к нему. И все же он бродит с места на место».

РАМ: «Сэр, теперь я понимаю, почему гуру просит некоторых своих учеников посетить четыре главных святых места страны. Однажды побродив, ученик обнаруживает, что здесь то же самое, что и там. Затем он возвращается к гуру. Все это странствие только для того, чтобы создать веру в слова гуру".

Когда этот разговор закончился, Шри Рамакришна превозносил достоинства Рама.

УЧИТЕЛЬ (преданным): «Какими прекрасными качествами обладает Рам! Сколько преданных он обслуживает и заботится! (Раму.) Адхар сказал мне, что вы проявили к нему великую доброту».

Адхар, возлюбленный домохозяин, преданный учителя, недавно устроил в своем доме концерт религиозной музыки. Учитель и многие преданные присутствовали при этом. Но Адхар забыл пригласить Рама, который был очень гордым человеком и жаловался на это своим друзьям. Итак, Адхар отправился в дом Рама, чтобы выразить сожаление по поводу этой ошибки.

РАМ: «На самом деле это была не ошибка Адхара. Я понял, что во всем виноват Ракхал. Ракхалю было поручено-»

УЧИТЕЛЬ: «Ты не должен придираться к Ракхалу. Он всего лишь ребенок. Даже сейчас ты можешь добывать молоко его матери, сжимая его горло».

РАМ: «Сэр, почему вы должны так говорить? Это был такой случай!»

УЧИТЕЛЬ: (прерывая): "Адхар просто забыл пригласить тебя. Он рассеян. На днях он пошел со мной к дому Джаду Маллика. Когда мы прощались, я сказал ему: "Ты ничего не предлагал Богине в часовне.- Сэр, - сказал он, - я не знал, что это нужно.'

(к Раму.) предположим, он не пригласил тебя в свой дом. К чему такая суета вокруг похода туда, где поется имя Господа? Можно без приглашения участвовать в религиозной музыке. Не обязательно ждать приглашения."




 1. Согласно индуистской мифологии, после распада Вселенной и перед следующим творением Верховный Господь покоится на Океане Великого Дела, также называемом «Молочном Океане».
 2. Эго, освещенное и очищенное Знанием Бога. Следуя методу различения, джняни в самадхи сливает свое эго с Брахманом. После этого он может спуститься на относительный план с проявлением индивидуальности, но даже тогда он всегда осознает свою идентичность с Брахманом. Это кажущееся эго называется «эго знания». Бхакта, следуя по пути любви, осознает свои вечные отношения с Богом. Он также сохраняет видимость индивидуальности в относительном плане. Это эго не имеет никаких характеристик мирского эго и называется «эго преданности». Описанные здесь два эго относятся к одному и тому же состоянию реализации.
 3. Учитель, возможно, ссылался на каракатицу, найденную на берегу моря. Распространено мнение, что это затвердевшая пена.
 4. Ученик Учителя, позже известный как Свами Адвайтананда.


Оглавление


На главную