1.  В ЗВЕЗДНОМ ТЕАТРЕ (I)



Пятница, 19 сентября 1884 г.

Это была МАХАЛАЙЯ, священный день индусов и новолуние. В два часа дня Шри Рамакришна сидел в своей комнате с Махендрой Мукерджи, Прией Мукхерджи, М., Бабурамом, Харишем, Кишори и Лату. Некоторые сидели на полу, некоторые стояли, а другие ходили. Хазра сидел на крыльце. Ракхал все еще был во Вриндаване с Баларамом.

УЧИТЕЛЬ ( преданным ): «Я был в доме капитана в Калькутте. Было очень поздно, когда я вернулся. Какая милая природа у Капитана! Какая преданность! Он выполняет арати перед изображением. Сначала он махает лампой с тремя огнями, затем лампой с одним огнем, и, наконец, он машет горящей камфарой. Во время богослужения он не говорит. Однажды он жестом предложил мне сесть. Во время поклонения его глаза опухли от духовных эмоций, они выглядели как если их ужалили осы. Он не может петь, но он прекрасно поет гимны. В присутствии своей матери он сидит на более низком уровне, она сидит на более высоком стуле.

«Его отец был хавильдаром в английской армии. Он держал пистолет одной рукой, а другой поклонялся Шиве. Его слуга делал глиняный образ Шивы для него. Он даже не прикасался к воде, прежде чем совершать поклонение. Он зарабатывал шесть тысяч рупий в год.

«Капитан время от времени отправляет свою мать в Бенарес. Ее сопровождаютт двенадцать или тринадцать слуг; это очень дорого. Капитан знает наизусть Веданту, Гиту и Бхагавату. Он говорит, что образованные джентльмены из Калькутты следуют по пути млеччх.

«В ранние годы он практиковал хатхайогу. Вот почему он мягко поглаживает мою голову, когда я нахожусь в самадхи. Его жена поклоняется Божеству в другой форме -  Гопале. На этот раз я не нашел ее такой скупой. Она тоже знает Гиту и другие Священные Писания. Какая у них преданность!

«Они приготовили козлиное карри. Капитан сказал, что они могут есть его пятнадцать дней, но она сказала:« Нет, нет! Всего семь дней». Но мне понравился его вкус: они подают очень небольшое количество каждого блюда, но в настоящее время они дают мне хорошие порции, так как я ем больше, чем они. После еды капитан или его жена меня обмахивают.

«Они являются очень благочестивыми душами и проявляют большое уважение к святым людям. Люди Верхней Индии очень преданы садху. Сыновья и племянники Юнга Бахадура из Непала однажды посетили храмовый сад; передо мной они проявили большое уважение и смирение». Однажды молодая девушка из Непала пришла ко мне с капитаном, она была великой преданной и не состояла в браке, она знала всю Гитаговинду наизусть. Дварика Бабу (сын Матхура Бабу) и другие хотели услышать ее музыку. Когда она пела Гитаговинду, Дворика Бабу был глубоко тронут и вытер платком слезы с глаз. Ее спросили, почему она не замужем. Она сказала: «Я служанка Божья. Кому еще мне служить?» Ее люди уважают ее как богиню, как говорится в Священных Писаниях.

( Махендре Мукхерджи и другим ) «Я буду очень рад узнать, что вы получаете пользу от ваших посещений здесь. (к М). Почему люди приходят сюда? Я не очень разбираюсь в чтении и письме».

М: «Сила Божья в тебе. Вот почему есть такая сила притяжения. Это привлекает Божественный Дух».

УЧИТЕЛЬ: «Да, это притяжение Йогамайи, Божественной Шакти. Она накладывает заклинание. Бог выполняет всю Свою лилу через помощь Йогамайи.

«Любовь гопи была похожа на привязанность женщины к своему любовнику. Они были опьянены экстатической любовью к Шри Кришне. Женщина, питающая незаконную любовь, не очень любит своего мужа. Если ей говорят, что ее муж пришел Она скажет: «А что если он поел? На кухне есть еда. Он может наложить себе сам». Но если ей скажут о прибытии незнакомца - веселого, красивого и остроумного - она побежит к нему и посмотрит на него из-за зановески.

«Вы можете выдвинуть возражение и сказать:«Мы не видели Бога. Как мы можем чувствовать влечение к Нему, когда гопи чувствовали влечение к Кришне?» Но это возможно. «Я не знаю Его. Я только слышал Его имя, и это сосредоточило мой разум на Нем».

Преданный: «Сэр, каково значение того, что Шри Кришна крал одежду гопи?»

УЧИТЕЛЬ: «Есть восемь оков, которые связывают человека с миром. Гопи были свободны от всего, кроме одного: стыда. Поэтому Кришна освободил их и от этого, забрав их одежду. При достижении Бога человек избавляется от всех оков. (Махендре Мукхерджи и другим). Далеко не все люди чувствуют влечение к Богу. Есть особые души, которые так чувствуют. Чтобы любить Бога, нужно родиться с добрыми склонностями. Иначе зачем тебе одному из всех жителей Багбазара приходить сюда? Ты не можешь ожидать ничего хорошего в навозе. От прикосновения малайского бриза все деревья, без сомнения, превращаются в сандаловое дерево. Но есть несколько исключений - баньян, хлопковое дерево и асватта , например.

( Братьям Мукхерджи ) «Вы в порядке. Если человек сбивается с пути йоги, то он перерождается в благополучной семье и снова начинает свою духовную практику для осознания Бога».

Махендра: «Почему человек сбивается с пути йоги?»

УЧИТЕЛЬ: «Думая о Боге, стремящийся может испытывать тягу к материальному наслаждению. Именно эта тяга заставляет его сбиться с пути. В своей следующей жизни он родится с духовными тенденциями, которые он не смог воплотить в действие в своей настоящей жизни."

Махендра: "Тогда какой путь?"

УЧИТЕЛЬ: «Невозможно спасение для человека, пока у него есть желание, если он жаждет мирских вещей. Поэтому выполняй все свои желания в отношении еды, одежды и секса. (Улыбается). Что ты скажешь о последнем? «Законный или незаконный» (М. и Махендра смеются.)

«Нехорошо лелеять желания и стремления. По этой причине я привык исполнять любые желания, которые приходили мне в голову. Однажды я увидел в Буррабазаре несколько цветных конфет и захотел их съесть. Они принесли мне сладости, и я съел их очень много. В результате я заболел.

«Во времена моего детства, купаясь в Ганге, я видел мальчика с золотым украшением на поясе. Во время моего состояния божественного опьянения я чувствовал желание иметь подобный пояс. Мне дали его, но я не мог долго держать его. Когда я надевал его, я чувствовал внутри себя болезненный поток воздуха. Это было потому, что я прикоснулся золотом к своей коже. Я носил украшение несколько мгновений, а затем должен был отложить его в сторону. В противном случае я должен был бы оторвать это.

«Однажды я почувствовал желание съесть знаменитые сладости из разных городов. (Все смеются.) У меня было желание услышать музыкальное творение Самбу, посвященное Чанди. После исполнения этого желания я хотел услышать то же самое от Раджнараяна. Это желание тоже был исполнено.

«В то время многие святые люди посещали храмовый сад. У меня возникло желание, чтобы была отдельная кладовая для снабжения их продуктами питания. Матхур Бабу договорился об одном. Садху получили продукты питания, топливо и тому подобное из этой кладовой.

«Однажды мне пришла в голову мысль надеть очень дорогое платье, расшитое золотом, и выкурить серебряныйкальян. Матхур Бабу прислал мне новый халат и кальян. Я надел халат. Я тоже курил кальян на различные монеры. Иногда я курил, откинувшись в одну сторону, иногда в другую, иногда с поднятой головой, а иногда с опущенной. Тогда я сказал себе: "О, это то, что они называют курением серебряного кальяна.- Я немедленно отрекся от него. Я еще несколько минут не снимал халат, а потом снял его. Я стал топтать его ногами и плевать на него, приговаривая: "Так это дорогой халат! Но это только увеличивает раджас человека.»

Ракхал остановился во Вриндаване с Баларамом. Сначала он написал возбужденные письма, восхваляющие святое место. Он написал М .: «Это лучшее из всех мест. Пожалуйста, приди сюда. Павлины танцуют вокруг, и каждый всегда слышит и видит религиозную музыку и танцы. Существует бесконечный поток божественного блаженства». Но тогда Ракхаль был сражен приступом лихорадки. Шри Рамакришна очень переживал за него и поклялся поклоняться Божественной Матери для его выздоровления. Поэтому он начал говорить о Ракхале.

Учитель: «Ракхал испытал свой первый религиозный восторг, когда сидел здесь, массируя мои ноги. Ученый Бхагаваты излагал священную книгу в комнате. Когда Ракхал слушал его слова, он время от времени содрогался. Затем он стал совершенно неподвижным.

«Его второй экстаз был в доме Баларама Бозе. В этом состоянии он не мог держать себя в вертикальном положении; он лежал на полу. Ракхал принадлежит царству Личного Бога. Он покидал это место, если кто-то говорил о Безличном».

«Я дал клятву поклоняться Божественной Матери, до его выздоровления. Видите ли, он отказался от своего дома и родственников и полностью предался мне. Именно я время от времени отправлял его к своей жене. У него все еще было небольшое желание наслаждаться.

(Указывая на М. ) «Ракхал написал ему из Вриндавана, что это великое место - вокруг танцуют павлины. Теперь пусть павлины позаботятся о нем. Он действительно исправил меня.

«Ракхал останавливался у Баларама во Вриндаване. Ах, какая прекрасная природа у Баларама! Только ради меня он не едет в Ориссу, где его семья владеет поместьем. Брат перестал выплачивать ему ежемесячное пособие и написал: «Приезжай к нам». Зачем тебе тратить столько денег в Калькутте?» Но он не слушал. Он живет в Калькутте, потому что хочет видеть меня. Какая преданность Богу! Он занят день и ночь своим поклонением. Его садовник всегда делает гирлянды из цветов для Божества. Он решил тратить четыре месяца в год во Вриндаване, чтобы сократить свои расходы, и он получает ежемесячное пособие в размере двухсот рупий.

«Почему я так люблю молодых людей? Они все еще не тронуты «женщиной и золотом». Я считаю, что они принадлежат к классу нитйасиддхи, вечно совершенных.

«Когда Нарендра впервые пришел сюда, он был одет в грязную одежду, но его глаза и лицо отражали некоторые внутренние вещи. В то время он не знал много песен. Он пел одну или две песни: «Давайте вернемся еще раз, о ум, в нашу собственную обитель! и «Господи, должны ли все мои дни проходить так напрасно?».

«Всякий раз, когда он приходил сюда, я разговаривал только с ним, хотя комната была заполнена людьми. Он говорил мне:«Пожалуйста, поговори с ними», а потом я разговаривал с остальными.

«Я разозлился из-за его вида и заплакал о нем в садовом доме Джаду Маллика». Я тоже плакал здесь, держа Бхоланата за руку. Бхоланатх сказал: «Сэр, вы не должны вести себя так, как обычный каястха мальчик». Однажды "толстый брамин"1 сказал мне о Нарендре, сложив руки на груди: "Господин, у него очень мало образования; почему ты так беспокоишься о нем?'

«Бхаванатха и Нарендра - это пара. Они похожи на мужчину и женщину. Поэтому я попросил Бхаванатха снять дом рядом с Нарендрой. Оба они принадлежат к сфере бесформенной Реальности».

«Я запрещаю молодежи проводить много времени с женщинами или посещать их слишком часто. Харипада попал в лапы женщины из секты Гошпара. Она проявляет к нему материнские чувства, но Харипада - ребенок и не понимает его. настоящий смысл. Женщины этой секты ведут себя так, когда видят маленьких мальчиков. Я понимаю, что Харипада лежит на коленях и что она кормит его своими руками. Я скажу ему, что это нехорошо. Это очень материнское чувство приводит к падению. Женщины этой секты практикуют духовную дисциплину в обществе мужчин, они считают мужчин Кришной. Учитель этой секты спрашивает женщину-преданную: «Вы нашли своего Кришну?» и она говорит: «Да, я нашла своего Кришну».

«На днях эта женщина пришла сюда. Я смотрел, как она оглядывалась, и я не одобрил это. Я сказал ей:« Ты можешь относиться к Харипаде так, как тебе нравится, но не испытывай к нему неправильных чувств».

«Молодые люди сейчас находятся на стадии садханы. Они преданные. Для них теперь единственное, что нужно, это отречение. Саньяси не должен смотреть даже на портрет женщины. Я говорю им:«Не сидите рядом с женщиной и не говори с ней, даже если она преданная. Ты можешь сказать ей слово или два, стоя. Даже совершенная душа должна следовать этому принципу для собственной защиты, а также для того, чтобы показывать пример другим. Когда ко мне приходят женщины, я тоже говорю им через несколько минут: «Идите и посети храмы». Если они не встанут, я сам уйду из комнаты, другие поучатся на моем примере.

«Можете ли вы сказать мне, почему все эти молодые люди, и вы, люди, тоже посещаете меня? Должно быть, во мне что-то есть, или почему вы все должны чувствовать такое притяжение, такое влечение?

«Однажды я посетил дом Хридая в Сихоре. Оттуда меня отвезли в Сямбазар. Перед тем, как войти в деревню, у меня было видение Гауранги, и я понял, что должен встретиться там с преданными Гауранги. В течение семи дней и ночей меня окружал огромная толпа людей. Такая привлекательность! Только киртан и танцы днем и ночью. Люди стояли рядами на стенах и даже были на деревьях.

«Я остался в доме Натавара Госвами. Было многолюдно днем и ночью. Утром я убежал в дом ткача, чтобы немного отдохнуть. Там я также обнаружил, что люди собираются через несколько минут. Они несли барабаны и тарелки с ними, и барабан постоянно играл: «Такути! Такути!» Мы будем есть в три часа дня.

«Слухи распространялись повсюду, что прибыл человек, который умер (ссылаясь на самадхи Учителя) семь раз и вернулся к жизни. Хридай утащил меня из толпы в Страну-пади, опасаясь, что у меня может быть приступ теплового удара. Толпа будет следовать за нами там, как череда муравьев. Опять цимбалы и нескончаемое «Такути! Такути!» из барабанов. Хридай отругал их и сказал: «Почему вы так нас беспокоите? Разве мы никогда не слышали киртан?»

«Приходили вайшнавские священники из деревни и почти начали ссору. Они думали, что я возьму их долю с преданных. Но вскоре они обнаружили, что я не трогал кусок ткани или даже нитку. Кто-то заметил, что Я был Брахмаджнани. Поэтому вайшнавские ученые хотели проверить меня. Один из них сказал: «Почему у него нет бус и отметины на лбу?» Другой из них ответил: «Они упали с него, как сухая ветка с кокосовой пальмы». Именно там я выучил эту иллюстрацию сухой ветви кокосовой пальмы. Упадхи, ограничения, падают, когда человек достигает Знания.

«Люди шли толпами из отдаленных деревень. Они даже провели там ночь. В Шьямбазаре я узнал значение божественного влечения. Когда Бог воплощает Себя на земле, Он привлекает людей с помощью Йогамайи, Его Божественной Силы. Люди становятся очарованными».

Было около трех часов дня. Учитель разговаривал с братьями Мукхерджи и другими преданными, когда Радхика Госвами, ученый-вайшнав, прибыл и поклонился ему. Это был его первый визит к Мастеру. Радхика Госвами занял место.

УЧИТЕЛЬ: «Вы потомок Адвайты?» (Близкий спутник Шри Чайтаньи.)

Госвами: «Да, сэр.»

При этом Мастер приветствовал его сложа руки.

УЧИТЕЛЬ: «Вы произошли от Адвайты Госвами. Вы, должно быть, унаследовали некоторые из его черт. Дерево сладкого манго производит только сладкие манго, а не кислые. Конечно, бывает, что некоторые деревья производят большие манго, а некоторые - маленькие; это зависит от земли. Разве это не правда? "

ГОСВАМИ (смиренно): «Сэр, что я знаю?»

УЧИТЕЛЬ: «Что бы вы ни говорили, другие не будут так легко вас отпускать. Брахманам, какими бы несовершенными они ни были, поклоняются все из-за того, что они родились в рядах великих мудрецов. (к М.) Расскажи нам историю самхачила ". (Птица похожа на коршуна.)

М. сидел в тишине.

УЧИТЕЛЬ: «Если один из твоих предков был великой душой, он непременно тебя притянет, каким бы недостойным ты ни был. Когда царь Дурьодхана и его братья попали в плен к Гандхарвам, Юдхиштхира отпустил их, несмотря на тот факт, что царь Дурьодхана был его врагом и изгнал его в лес.

«Кроме того, нужно проявлять уважение к религиозной одежде. Даже простая одежда напоминает о реальном объекте. Однажды Чайтанья одел осла в религиозную одежду и пал перед ним ниц».

«Почему люди кланяются перед самхачилой? Когда Камса собирался убить Божественную Мать, Она улетела в облике самхачилы2 Так что даже сейчас люди приветствуют птицу.

«Англичанин прибыл в лагерь Чанак. Сепайцы приветствовали его. Коар Сингх объяснил мне:«Индия находится под властью англичан. Поэтому нужно приветствовать англичанина».

"Шакты следуют Тантре, а Вайшнавы-Пуране. Вайшнавам не вредно публично говорить о своих духовных практиках. Но Шакты хранят свою тайну. По этой причине трудно понять Шакту.

(к Госвами) «Вы все хорошие люди. Сколько джапы вы практикуете! Сколько вы повторяете имя Хари!»

ГОСВАМИ (смиренно): «О нет! Мы делаем очень мало. Я великий грешник».

УЧИТЕЛЬ (улыбается): «У тебя есть смирение. Это хорошо. Но есть и другой способ: «Я повторяю имя Хари. Как я могу быть грешником?» Тот, кто постоянно повторяет: «Я грешник! Я негодяй!» Воистину, становится грешником. Какая нехватка веры! Человек так много повторяет имя Бога, и все же говорит о грехе!»

Радхика Госвами слушал эти слова в изумлении.

Учитель: «Во Вриндаване я сам надел одежду вайшнавов и носил ее пятнадцать дней. (Преданным) Я практиковал дисциплины на всех путях, каждый в течение нескольких дней. В противном случае я не нашел бы покоя уму. (Улыбается.) Я практиковал все дисциплины, я принимаю все пути. Я уважаю Шактов, Вайшнавов, а также Ведантистов. Поэтому люди всех сект приходят сюда. И каждый из них думает, что я принадлежу к его школе. Я также уважаю современных Брахмаджнани. (Члены Брахмо Самадж.)

«У мужчины была ванна с красителем. Таково было его замечательное свойство, что люди могли красить свою одежду в любой цвет, просто окунув ее в нее. Умный человек сказал владельцу ванны:«Окрась мою одежду в цвет твоего красителя». (Все смеются.)

"Почему я должен быть односторонним? Мысль о том, что люди определенной секты не придут ко мне, не пугает меня. Мне все равно, приходят ко мне люди или нет. Мысль о том, чтобы держать кого-то под контролем, никогда не приходит мне в голову. Адхар Сен попросил меня попросить у Божественной Матери большое место для него, но он не получил его. Если это заставит его думать обо мне иначе, какое мне дело?

«Однажды в доме Кешаба я обнаружил, что у меня новое настроение. Брахманы всегда говорят о Безличном; поэтому я в восторге говорил Божественной Матери:« Мама, пожалуйста, не приходи сюда. Они не верят в Твою форму.»

Радхика Госвами слушал эти слова Учителя против сектантства и молчал.

УЧИТЕЛЬ (улыбаясь): "Виджай3 в настоящее время находится в прекрасном состоянии. Он падает на землю, повторяя имя Хари. Он посвящает себя киртану, медитации и другим духовным практикам до четырех часов утра. Теперь он одевается в охру и одевается перед изображениями Бога. Однажды он сопровождал меня в школу Гададара (знаменитого вайшнавского святого). Я указал место, где Гададхар медитировал. Виджай тут же простерся там. Снова он упал ниц перед картиной Чайтаньядева".

ГОСВАМИ: «А как насчет образа Радхи-Кришны?»

УЧИТЕЛЬ: «Он тоже простирался там. Виджай также следует всем обычаям религиозной жизни».

ГОСВАМИ: «Теперь его можно принять в вайшнавское общество».

УЧИТЕЛЬ: «Мнение людей не имеет для него большого значения».

ГОСВАМИ: «Я не это имел в виду. Приняв его, вайшнавское общество почтит себя».

УЧИТЕЛЬ: «Он очень уважает меня. Но с ним трудно связаться. Однажды его зовут в Дакку, а на следующий день - в другое место. Он всегда занят. Его присутствие создало большие проблемы в садхарском Брахмо Самадж."4

Госвами: "Почему так, сэр?"

УЧИТЕЛЬ: «Брамос говорит ему:«Ты смешиваешься с людьми, которые поклоняются Богу с формой. Ты идолопоклонник ». Виджай либерален и прямолинеен. Если человек не простодушен, он не получит Божью благодать».

Шри Рамакришна заговорил с братьями Мукхерджи. У Махендры, старшего, был свой бизнес. Приянат, младший, был инженером. Сделав некоторые условия для себя, он бросил свою работу. Махендре было тридцать пять или тридцать шесть лет. У братьев были дома как на даче, так и в Калькутте.

УЧИТЕЛЬ (улыбается): «Не сиди без дела просто потому, что твое духовное сознание немного пробудилось. Идем вперед. За лесом сандалового дерева есть и другие, более ценные вещи - серебряные рудники, золотые рудники и так далее».

ПРИЯ ( улыбаясь ): «Сэр, наши ноги в цепях. Мы не можем идти вперед».

УЧИТЕЛЬ: «Что, если ноги скованы? Важным является ум. Рабство от ума, и свобода также от ума.

«Послушайте историю. Было два друга. Один пошел в публичный дом, а другой слушал рассказ Бхагаваты. «Какой позор!» - подумал первый. - Мой друг слышит духовные разговоры, но только посмотри, к чему я скатился! Второй друг сказал себе: «Позор мне! Мой друг хорошо проводит время, но как же я глуп!» После смерти душа первого была отправлена ​​на Вайкунтху посланником Вишну, а душа второго - в мир преисподней Ямы".

ПРИЯ: «Но разум не под моим контролем».

УЧИТЕЛЬ: «Как это? Есть такая вещь, как абхьясайога, йога через практику. Продолжайте практику, и вы обнаружите, что ваш ум будет следовать в любом направлении, в котором вы его ведете. Ум подобен белой ткани, только что вернувшейся из прачечной и будет красным, если вы опустите его в красную краску, и синим, если вы опустите его в синий. Он будет иметь тот цвет, в который вы его окунаете.

(к Госвами) "У тебя есть что спросить?"

ГОСВАМИ: «Нет, сэр. Я удовлетворен тем, что видел вас и слушал ваши слова».

УЧИТЕЛЬ: «Иди и посети храмы».

ГОСВАМИ (очень смиренно): «Не могли бы вы спеть что-нибудь о Шри Чайтанье?»

Мастер выполнил. Он спел:

Почему Мое тело стало таким золотым? Это не время для этого:
Много веков, которые должны пройти, прежде чем я появлюсь как Гауранга!...

Снова:

Гора смотрит на Вриндаван и слезы текут из его глаз;
В изобилии радости он смеется и плачет, танцует и поет.
Он берет лес для Вриндавана, океан для синей Ямуны;
Он катается по земле ради любви к Хари.

После пения Мастер продолжил разговор.

УЧИТЕЛЬ (к Госвами): «Я пел эти песни в соответствии с вашим темпераментом вайшнавов. Но я должен петь по-другому, когда приходят шакты или другие».

Сюда (обращаясь к самому себе) приходят люди всех сект - Вайшнавы, Шакты, Картабхаджи, Ведантисты, а также члены современного Брахмо самаджа. Поэтому здесь можно найти все идеалы и взгляды. По воле Бога разные религии и мнения появились. Бог дает разным людям то, что они могут переварить. Мать не дает рыбный плов всем своим детям. Все не могут переварить это, поэтому она готовит простой рыбный суп для некоторых. Каждый лелеет свой собственный особый идеал и следует своей собственной природе.

«Они предоставляют различные изображения для Baroari5 потому что на нем собираются люди разных сект. Вы видите там изображения Радха-Кришны, Шивы-Дурги и Ситы-Рамы - разные изображения в разных местах. Толпа собирается перед каждым изображением. Вайшнавы проводят большую часть своего времени перед образами Радхи-Кришны, Шакты перед Шивой-Дургой и преданные Рамы перед Ситой-Рамой.

«Но с теми, кто не имеет духовного мышления, все обстоит иначе. В Бароари можно увидеть и другой образ - проститутка, избивающая своего любовника метлой. Эти люди стоят там с широко раскрытыми ртами и кричат ​​своим друзьям: ты это видишь? иди сюда! посмотри на это!» (все смеются)

Радхика Госвами приветствовал Учителя и ушел.

Было около пяти часов. Мастер был на полукруглом западном крыльце. Бабурам, Лату, братья Мукхерджи, М. и некоторые другие преданные были с ним.

УЧИТЕЛЬ (к М. и другим): «Почему я должен быть односторонним? Госвами принадлежит к вайшнавской школе и очень фанатичен. Они думают, что их мнение само по себе правильно, а все другие мнения ошибочны. Мои слова сильно его задели. (Улыбается). Нужно ударить слона бугором по голове, это самое чувствительное место слона.»

Затем Шри Рамакришна рассказал несколько озорных шуток для молодых людей.

УЧИТЕЛЬ (преданным): «Я не даю молодежи чистую вегетарианскую диету: время от времени я даю им немного воды, пахнущей рыбой. В противном случае, зачем им приходить?»

Братья Мукерджи покинули крыльцо. Они пошли в сад на прогулку.

УЧИТЕЛЬ (к М.): «Интересно, обиделись ли Мукхерджи на мои шутки?»

М: «Почему они должны? Капитан сказал, что вы похожи на ребенка. После осознания Бога человек становится ребенком».

УЧИТЕЛЬ: «Да, и иногда он ведет себя как мальчик, а иногда как молодой человек. Будучи мальчиком, он очень беззаботный. Он может использовать легкомысленный язык. В молодости он похож на рычащего льва, обучая других». Тебе лучше объяснить Мукхерджи мое душевное состояние ".

М: "Я не должен этого делать.Неужели у них не хватает ума понять это?"

Учитель снова стал беззаботным с мальчиками. Затем он сказал одному из преданных: «Сегодня новолуние. Вечером идите в храм Кали».6

Наступили сумерки. Они слышали звуки гонгов, цимбал и других инструментов, используемых на вечерней службе в храмах. Учитель сказал Бабураму: «Пойдем со мной в храм Кали». Он и Бабурам пошли к храму в сопровождении М. При виде Хариша, сидящего на крыльце, Учитель сказал: «Что это? Он в экстазе?»

Пройдя через двор, Учитель и преданные на минуту остановились перед храмом Радхаканты, чтобы посмотреть на поклонение. Затем они отправились в храм Кали. Сложив руки, Учитель молился Божественной Матери: «О Мать! О Божественная Мать! О Брахмамайи!»

Добравшись до поднятой платформы перед храмом, он низко поклонился образу. Арати продолжалось. Он вошел в храм и обмахивал статую.

Вечернее поклонение закончилось. Преданные "поклонились Божеству. Это была ночь новолуния. Учитель пребывал в духовном настроении. Постепенно его настроение углубилось в сильный экстаз. Он вернулся в свою комнату, шатаясь, как пьяный, и держался за руку Бабурама.

На западном крыльце была зажжена лампа. Учитель сидел там несколько минут, повторяя: «Хари Ом! Хари Ом! Хари Ом!» и другие мистические слоги тантры. Вскоре он вернулся в свою комнату и сел на маленькую кушетку, обращенный к востоку. Он все еще был полностью поглощен божественным пылом. Он сказал Божественной Матери: «Мать, что я должен сначала поговорить, а ты затем действовать - о, это чепуха! В чем смысл разговора? Это не что иное, как знак. Один человек говорит:«Я буду есть». Опять другой говорит: «Нет! Я не буду слышать об этом». Ну, Мама, предположим, я сказал, что не буду есть, разве я не буду голоден? Возможно ли, что Ты слушаешь только тогда, когда кто-то молится вслух, а не когда Мы чувствуешь внутреннее влечение? Почему я говорю? Почему я молюсь? Я делаю так, как Ты заставляешь меня делать. О, какое замешательство! Почему Ты заставляешь меня рассуждать? "

Когда Шри Рамакришна разговаривал с Богом, преданные слушали его слова с удивлением. Взгляд Мастера упал на них.

УЧИТЕЛЬ (преданным): «Нужно унаследовать добрые наклонности, чтобы осознать Бога. Должно быть, что-то сделал, какая-то форма тапасьи, либо в этой жизни, либо в другой».

"Когда с Драупади снимали7 одежду, она искренне плакала, молясь Богу. Бог открыл Себя ей и сказал: Постарайся вспомнить, сделала ли ли ты когда-нибудь подарок ткани кому-либо. Тогда твоя скромность сохранится. Драупади ответил: «Да, я помню сейчас. Однажды Риши совершал омовение, когда его набедренная повязка была унесена потоком. Я оторвал половину своей ткани и отдала ее ему. Тогда Господь сказал: «Тебе нечего бояться».

М. сидел на маленьком коврике для ног.

УЧИТЕЛЬ (к М.): «Вы поняли, что я сказал».

М: «Да, сэр. Вы говорили о врожденных тенденциях».

УЧИТЕЛЬ: «Повторите то, что я сказал».

М. повторил историю Драупади.

Хазра вошел в комнату. Последние два года он жил со Шри Рамакришной в саду храма и впервые встретился с Учителем в 1880 году в Сихоре в доме Хридая, племянника Мастера. Родная деревня Хазры находилась недалеко от Сихора, и он владел там какой-то собственностью. У него были жена и дети, а также некоторые долги. С юности он чувствовал дух отречения и искал компанию святых людей и преданных. Учитель попросил его жить с ним в Дакшинешваре и позаботился о его потребностях.  В голове Хазры царил хаос непереваренных религиозных настроений. Он исповедовал путь знания и не одобрял отношение Шри Рамакришны к бхакти и его тоску по молодым преданным. Время от времени он думал о Учителе как о Великой душе, но снова он пренебрегал им как обычным человеком. Он провел большую часть своего времени, перебирая свои четки, и он критиковал Ракхаля и других молодых людей за их безразличие к практике. Он был ярым сторонником религиозных условностей и правил поведения и делал из них прихоть. Ему было около тридцати восьми лет.

Когда вошел Хазра, Учитель немного отвлекся и в таком настроении заговорил.

УЧИТЕЛЬ ( Хазре ): «То, что ты делаешь, правильно в принципе, но применение не совсем правильное. Не придирайся ни к кому, даже к насекомому. Когда ты молишься Богу за преданность, молись также о том, чтобы ты не мог ни к кому придраться."

ХАЗРА: «Слышет ли Бог нашу молитву о бхакти?»

УЧИТЕЛЬ: «Конечно. Я могу заверить тебя в этом в сотый раз. Но молитва должна быть искренней и серьезной. Плачут ли мирские люди за Бога, как за жену и детей? В Камарпукуре заболела жена некоего мужчины. Мужчина думал, что она не поправится; он начал дрожать и уже почти потерял сознание. Кто чувствует такое к Богу? "

Хазра собиралась взять пыль с ног Учителя.

УЧИТЕЛЬ (отодвинулся): "Что это?"

ХАЗРА: «Почему бы мне не взять пыль с его ног, которые так любезно держали меня при себе?»

УЧИТЕЛЬ: «Удовлетвори Бога и все будут довольны. Если Он доволен, мир доволен». Однажды Господь съел немного зелени из кастрюли Драупади и сказал: «Ах, я доволен». Сразу же весь мир и все его живые существа были удовлетворены, они чувствовали себя так, как будто съели свою пищу, но был ли мир удовлетворен или он чувствовал себя так, когда Риши съели свою еду?

(Хазре) «Совершенная душа, даже после достижения Знания, практикует религиозные обряды или соблюдает религиозные церемонии, чтобы подавать пример другим. Я иду в храм Кали и кланяюсь перед святыми картинами в своей комнате; поэтому другие делают то же самое. Кроме того, если человек привык к таким церемониям, он чувствует беспокойство, если не соблюдает их.

«Однажды я увидел санньяси под баньяновым деревом. Он положил шалаграмму на тот же ковер с сандалиями своего гуру. Он поклонялся им. Я сказал ему:« Если вы достигли Знаний в такой степени,8 тогда зачем вообще такое формальное поклонение? Он ответил: «Какая разница? Так как я делаю все остальное, почему бы не это тоже? Иногда я предлагаю цветы ногам гуру, а иногда и Богу ».

«Никто не может отказаться от работы, пока у него есть тело. Пока на дне озера будет грязь, будут образовываться пузыри».

(к Хазре) "Если есть знание об одном, то есть и знание о многих. Чего вы достигнете простым изучением писаний? Священные писания содержат смесь песка и сахара. Очень трудно отделить сахар от песка. Поэтому человек должен узнать суть писаний от учителя или от садху. Какое потом дело до книг?"

(Преданным) "Соберите всю информацию и затем окунитесь. Предположим, что горшок упал в определенной части озера. Найдите место и нырните туда.

«Человек должен узнать сущность писаний от гуру, а затем практиковать садхану. Если человек правильно следует духовной дисциплине, то он непосредственно видит Бога. Говорят, что дисциплине следует следовать только тогда, когда человек погружается в нее. Что выиграет человек, просто рассуждая о словах Писания? Ах, глупцы! Они доводят себя до смерти из-за информации о пути. Они никогда не делают решительных шагов. Какая жалость!

«Вы можете сказать, что даже если вы глубоко ныряете, вы все еще в опасности от акул и крокодилов, от вожделения и гнева. Но ныряйте, натерев свое тело порошком куркумы; тогда акулы и крокодилы не подойдут к вам. Куркума - это различение и отречение».

(Преданным) «Бог заставил меня пройти через дисциплины разных путей. Сначала в соответствии с Пуранами, затем в соответствии с Тантрой. Я также следовал дисциплинам Вед. Сначала я практиковал садхану в Панчавати. Роща растений-тулси, сидел в ней и медитировал. Иногда я плакал с тоской: «Мать! Мать!» Или «Рама! Рама!»

Повторяя имя Рамы, я иногда принимал роль Ханумана и прикреплял хвост к нижней части позвоночника. Я был в состоянии Божественного опьянения. В то время я носил шелковую одежду и поклонялся Божеству. Какую радость я испытал в этом поклонении!

«Я практиковал дисциплину Тантры под деревом. В то время я не видел различий между священным тулси и любым другим растением. В этом состоянии я иногда ел остатки от еды шакала,9 продуктов которые находились всю ночь, часть которых могла быть съедена змеями или другими существами. Да, я ел это.

«Иногда я катался на собаке и кормил ее лучами, а также сам ел часть хлеба. Я понял, что весь мир был наполнен только Богом. Нельзя достичь духовного осознания, не уничтожив невежества; поэтому я бы принял позицию тигра и пожирал невежество.

«Практикуя дисциплины Вед, я стал санньяси. Я обычно ложился в чандни и говорил Хридею:« Я санньяси. Я буду есть здесь». 10

«Я поклялся Божественной Матери, что убью себя, если не увижу Бога. Я сказал ей:« О Мать, я глупец. Пожалуйста, научи меня тому, что содержится в Ведах, Пуранах, Тантрах и других писаниях. Мать сказала мне: «Суть Веданты в том, что один Брахман реален, а мир иллюзорен». Сатчидананда Брахман, описанный в Ведах, - это Сатчидананда Шива Тантры и Сатчидананда Кришна из Пураны. Суть Гиты - это то, что вы получаете, повторяя слово десять раз. Оно обращено в «таги», что указывает на отречение.

«После осознания Бога, как далеко внизу лежат Веды, Веданта, Пурана, Тантра! ( Хазре ) я не могу произнести слово «ОМ» в самадхи. Почему это так? Я не могу сказать «ОМ», если не спуститься очень далеко от состояния самадхи.

«У меня был весь опыт, который должен был получить, согласно Священным Писаниям, после непосредственного восприятия Бога. Я вел себя как ребенок, как сумасшедший, как упырь и как инертная вещь».

«Я видел видения, описанные в Священных Писаниях. Иногда я видел вселенную, наполненную искрами огня. Иногда я видел все кварталы, сверкающие светом, как будто мир был озером ртути. Иногда я видел мир, словно сделанный из жидкого серебра. Иногда я снова видел все кварталы, освещенные как будто светом римских свечей. Таким образом, вы видите мой опыт в соответствии с тем, что описано в Священных Писаниях.

Далее мне было открыто, что Сам Бог стал вселенной и всеми ее живыми существами и двадцатью четырьмя космическими принципами. Это похоже на процесс эволюции и инволюции.11

«О, в каком состоянии держал меня Бог в то время! Одно переживание вряд ли закончилось бы, пока меня не одолел другой. Это было похоже на движение шелушащейся машины: как только один конец опускается, другой поднимается.

"Я видел Бога в медитации, в состоянии самадхи, и я видел того же Бога, когда мой ум возвращался во внешний мир. Когда я смотрел на эту сторону зеркала, я видел его одного, а когда смотрел на обратную сторону, я видел того же Бога."

Преданные слушали эти слова с пристальным вниманием.

( Братьям Мукерджи ) «Капитан сейчас действительно находится в состоянии садхаки. То, что простое владение богатством должно создавать привязанность, ни в коем случае не является правдой. Самбху Маллик обычно говорил Хридаю: «Хриду, я собрал свои вещи и Я готов к путешествию. Я сказал ему: «Не дай Бог! Почему ты говоришь такие зловещие слова?» «Нет», ответил Самбху. «Пожалуйста, благослови меня, чтобы я мог отбросить все эти вещи и пойти к Богу».

«Преданным Бога нечего бояться. Они - Его собственные. Он всегда стоит рядом с ними. Однажды Дурьодхана и его братья были заключены в тюрьму Гандхарвами. Именно Юдхиштхира освободил их. Юдхиштхира сказал:«Если наши родственники окажутся в таком бедственном положении» тогда это наш позор ".

Было около девяти часов вечера. Братья Мукерджи были готовы вернуться в Калькутту. Учитель покинул свое место и начал ходить по комнате и крыльцу. Он мог слышать киртан в храме Вишну. Преданный сказал, что Хариш и Лату были на певческой вечеринке.

Шри Рамакришна и преданные пошли в храм Вишну и приветствовали Божество. Брахманы, принадлежавшие к персоналу храмового сада, а также священники, повара и слуги пели киртан. Он стоял там несколько минут и подбадривал певцов. На обратном пути в свою комнату он заметил преданным: «Видите ли, некоторые из них полируют металлическую посуду, а некоторые идут в публичные дома».

Учитель вернулся в свою комнату и занял свое место. В настоящее время певцы пришли и низко поклонились ему. Учитель сказал им: «Нужно потеть, танцевать и петь имя Бога, как люди зарабатывают деньги. Я думал присоединиться к вам в танцах; но я обнаружил, что вы все сделали очень хорошо. Вы приправили карри со всеми приправами. Что я могу добавить? Было бы хорошо, если бы вы пели песни религиозного характера таким образом время от времени».

Братья Мукерджи приветствовали Учителя. Их карета была готова около веранды к северу от комнаты. Мастер стоял лицом к северу. Слева от него была Ганга; перед ним были нахабат, сад и кути; и справа от него была дорога, ведущая к воротам. Ночь была темной, и преданный принес фонарь, чтобы показать посетителям их путь. Один за другим преданные поклонились и взяли пыль с ног Учителя. Карета казалась слишком загруженной для лошадей. Мастер сказал: «Не слишком ли много людей в экипаже?»

Шри Рамакришна остался стоять. Когда карета двинулась, преданные снова посмотрели на лицо Учителя, сияющего от сострадания и любви.


Воскресенье, 21 сентября 1884 г.

Большое количество преданных находилось в комнате Шри Рамакришны, среди них Рам, Махендра Мукхерджи, М. и Чунилал. Чунилал только что вернулся из Вриндавана, куда он отправился с Ракхалом и Баларамом. Два последних были все еще там. Нитягопал тоже оставался там. Учитель начал говорить с Чунилалом о Вриндаване.

УЧИТЕЛЬ: Как поживает Ракхал?

CHUNI: «Сейчас он в порядке, сэр».

УЧИТЕЛЬ: Разве Нитягопал не вернется?

CHUNI: «Он был все еще там, когда я уехал».

УЧИТЕЛЬ: "Кто вернет твою семью?"

ЧУНИ: «Баларам Бабу сказал мне, что договорится с каким-нибудь надежным человеком. Он не назвал ни одного имени».

Затем Шри Рамакришна поговорил с Махендрой Мукхерджи о Нараяне, школьнике шестнадцати или семнадцати лет, который часто посещал Учителя и был ему очень дорог.

УЧИТЕЛЬ: "Он совершенно бесхитростен, не так ли?"

Само произнесение слова «бесхитростный» наполнило Учителя огромной радостью.

МАХЕНДРА: «Да, сэр. Совершенно бесхитростен».

УЧИТЕЛЬ: «Его мать пришла сюда на днях. Я был немного напуган, увидев, что она гордая женщина. В тот день она обнаружила, что Капитан, вы и многие другие тоже посетили меня. Тогда она, должно быть, поняла, что она и ее сын был не единственным, кто приходил сюда (все смеются). В комнате было несколько леденцов, и она заметила, что это хорошо. Это заставило ее почувствовать, что здесь нет недостатка в еде. Я случайно сказал Бабураму, перед ней, чтобы сохранить некоторые сладости для себя и Нарана. Мать Гану сказала, что Наран всегда беспокоил свою мать, когда она приезжала на лодке. Его мать сказала мне: «Пожалуйста, попросите Нарана дать согласие на брак». Я ответил: «Все зависит от судьбы». Зачем мне вмешиваться? (Все смеются.) Наран безразличен к учебе. Его мать сказала: «Пожалуйста, попросите его уделить немного больше внимания». Поэтому я сказал Нарану: «Примите участие в ваших занятиях». Тогда его мать сказала: «Пожалуйста, скажи ему серьезно». (Все смеются.)

(Чунилалу) "Почему Гопал не приходит сюда?"

CHUNILAL: «Он страдал от дизентерии».

УЧИТЕЛЬ: "Он принимает какие-нибудь лекарства?"

Шри Рамакришна планировал пойти на представление Чайтаньялила в Звездном театре. Махендра Мукерджи должен был отвезти его в Калькутту в его экипаже. Они говорили о выборе хороших мест. Некоторые предположили, что можно хорошо увидеть представление из галереи за одну рупию. Рам сказал: «О, нет! Я возьму ящик для него». Учитель засмеялся. Некоторые из преданных сказали, что в спектакле приняли участие публичные женщины. Они взяли роли Нимаи, Нитай и других.

УЧИТЕЛЬ (преданным): «Я буду смотреть на них как на Саму Блаженную Мать. Что если одна из них сыграет роль Чайтаньи? Имитация плодов аноны напоминает один из настоящих фруктов. Однажды, идя по дороге, преданный Кришны заметил некоторые бабла-деревья. Мгновенно его разум погрузился в экстаз. Он вспомнил, что дерево бабла-деревьев использовалось для черенков лопат, которые росли в саду храма Шьямасундар (имя Кришны)был вырот. Мгновенно напомнили ему о Кришне. Меня однажды отвезли на Майдан в Калькутте, чтобы увидеть, как поднимается воздушный шар. Там я заметил английского мальчика, прислонившегося к дереву, его тело было согнуто в трех местах, однажды предстал передо мной видение Кришны12 и я вошел в самадхи.

«Однажды Чайтаньядева проходил через деревню. Кто-то сказал ему, что корпус барабана, использованного в киртане, был сделан из земли этой деревни, и тотчас же он впал в экстаз».

«Радха не могла контролировать себя при виде облака или синего горла павлина. Это сразу же пробуждало в ее голове мысль о Кришне, и она впадала в экстаз».

Несколько минут Учитель молчал, а затем возобновил разговор.

УЧИТЕЛЬ: «Радха достигла махабхавы. За экстатической любовью гопи не было никакого желания. Истинный влюбленный ничего не ищет от Бога. Он молится только о чистой любви. Он не хочет никаких сил или чудес». Очень трудно обладать оккультными силами. Нангта научил меня этой истории. Человек, который приобрел оккультные силы, сидел на берегу моря, когда возникла буря. Это вызвало у него сильный дискомфорт; поэтому он сказал: «Пусть буря прекратится». Его слова не могли остаться невыполненными. В этот момент корабль шел полным парусом от ветра. Когда шторм внезапно прекратился, корабль перевернулся и затонул. Пассажиры погибли, и грех, вызвавший их смерть, пал на человека. И из-за этого греха он потерял свои оккультные силы и отправился в ад.

«Однажды садху приобрел великие оккультные силы. Он был тщеславен по отношению к ним. Но он был хорошим человеком и имел некоторые аскезы к его чести. Однажды к нему подошел Господь, замаскированный под святого человека, и сказал:«Уважаемый, сэр, я слышал, что у вас есть великие оккультные силы. Садху сердечно принял Господа и предложил ему место. В этот момент мимо прошел слон. Господь под видом святого сказал садху: «Уважаемый господин, можете ли вы убить этого слона, если хотите?» Садху сказал: «Да, это возможно». Сказав это, он взял щепотку пыли, пробормотал над ней несколько мантр и бросил в слона. Зверь некоторое время боролся от боли, а затем упал замертво. Господь сказал: «Какая у тебя сила! Ты убил слона! Садху засмеялся. Господь снова сказал: «Теперь ты можешь оживить слона?» «Это тоже возможно», - ответил садху. Он бросил в зверя еще одну щепотку пыли. Слон немного корчился и возвратился к жизни. Тогда Господь сказал: «Чудесна твоя сила. Но могу я тебя спросить одну вещь? Ты убил слона и оживил его. Но что это сделало для тебя? Чувствуешь ли ты себя счастливым? Позволило ли это тебе осознать Бога? Сказав это, Господь исчез.

«Тонки пути дхармы. Человек не может осознать Бога, если у него есть хотя бы малейший след желания. Нить не может пройти сквозь игольное ушко, если у нее торчат самые маленькие волокна.

«Кришна сказал Арджуне:«Друг, если ты хочешь осознать Меня, ты не добьешься успеха, если у тебя будет хотя бы одна из восьми оккультных сил». Это правда: оккультная сила непременно вызовет гордость, и гордость заставляет забыть Бога.

«Однажды сюда пришел богатый человек с косоглазым лицом. Он сказал мне:« Вы парамахамса. Это хорошо. Вы должны выполнить для меня церемонию свастьяны». Каким он легкомысленным человеком он был! Он назвал меня парамахамсой, но хотел, чтобы я совершил эту церемонию. Обеспечить благополучие посредством свастьяны - значит использовать оккультную силу.

«Эгоистичный человек не может осознать Бога. Знаете ли вы, что такое эгоизм? Это похоже на гору, где не может собираться дождевая вода: вода стекает. Вода собирается в низине. Там семена прорастают и превращаются в деревья. Затем деревья приносят плоды.

«Поэтому я говорю Хазре:«Никогда не думай, что у тебя одного есть истинное понимание, а другие глупы». Надо любить всех. Никто не чужой. Только один Хари обитает во всех существах. Ничто не существует без Него.

«Господь сказал Прахладе: «Попроси у Меня благо». «Я видел Тебя, - ответил Прахлада, - этого достаточно. Мне больше ничего не нужно». Но Господь настаивал. Тогда Прахлада сказал: «Если Ты дашь мне благо, пусть те, кто пытал меня, не понесут наказания». Смысл этих слов заключается в том, что именно Бог пытал Прахладу в образе своих преследователей, и, если бы они понесли наказание, это действительно был Бог, который пострадал.

«Радха была безумна от премы, экстатической любви к Богу. Но есть и безумие бхакти. Хануман был таким. Когда он увидел, как Сита входит в огонь, он собирался убить Раму. Тогда тоже есть безумие Знания. Однажды он увидел джняни, который вел себя как сумасшедший. Он пришел сюда очень скоро после того, как был освящен храмовый сад. Люди говорили, что он принадлежит Брахмо Сабхе Раммохана Роя. У него был разорванный ботинок на одной ноге, палка в одной руке и в другой растение в горшке. После купания в Ганге он отправился в храм Кали, где сидел Халадхари. С большим пылом он начал петь гимн Божественной Матери. Затем он подошел к собаке и обнял ее держа за ухо и съел немного ее пищи. Собака не возражала. Как раз в то время я тоже собирался испытать состояние божественного безумия. Я обнял Хридая за шею и сказал: «О, Хридай! Я тоже впадаю в это состояние?

«Я сошел с ума. Нараян Шастри пришел сюда и увидел, как я бродил с бамбуковым шестом на моем плече. Он сказал людям:« Ах, он сумасшедший!» В этом состоянии я не мог наблюдать никаких кастовых ограничений. Жена человека из низшей касты посылала мне приготовленную зелень, и я их ел.

«Я коснулся своей головы и губ листовыми тарелками, из которых нищие ели пищу в гостевом доме храма Кали. Тогда Халадхари сказал мне:«Что ты сделал? Ты взял еду, оставленную нищими. Как ты выдашь замуж за своих детей? 13 Эти слова вызвали у меня гнев. Халадхари был моим двоюродным братом, старше меня. Но может ли это сдерживать меня? Я сказал ему: «Ты негодяй! Разве не ты гордился изучением Гиты и Веданты? Разве не ты учишь людей тому, что один Брахман реален, а мир иллюзорен? И все же ты представляешь, что я зачну детей! Пусть твой рот, который читает Гиту, будет испорчен!

(к М.) «Видите ли, простое изучение книг ничего не дает. Можно вспомнить написанную часть для барабана, мимолетно по памяти, но играть на барабане чрезвычайно сложно».

Учитель продолжил описание своего божественного безумия:

«Однажды, в течение нескольких дней, я был на экскурсии с Матхуром Бабу на его плавучем доме. Мы отправились в путешествие, чтобы сменить воздух. Во время этой поездки мы посетили Навадвип. Однажды я увидел, как лодочники готовят еду и встал и наблюдал за ними. Матхур сказал мне: «Что ты там делаешь?» Я ответил с улыбкой: «Лодочники готовят, и их еда выглядит очень хорошо». Матхур чувствовал, что я могу попросить лодочников дать мне порцию еды, поэтому он сказал: «Уходи! Уходи!»

«Но сейчас я не могу этого сделать. Я больше не в таком настроении. Теперь пища должна быть приготовлена ​​брамином, соблюдающим церемониальную чистоту, и предложена Божеству; только тогда я могу ее съесть».

«О, через какое настроение я прошел! В Камарпукуре я сказал Чин Санхари и другим приятелям моего детства: «О, я падаю к вашим ногам и прошу вас произнести имя Хари». Я собирался пасть ниц перед ними. Тогда Шайн сказал: «Это первый всплеск твоей божественной любви, поэтому ты не видишь различий между одним человеком и другим». Когда шторм разбивает и поднимает пыль, деревья манго и тамаринда выглядят одинаково. Одно не может отличить одно от другого».

Преданный: «Как домовладелец может продолжать выполнять свои мирские обязанности, если его одолевает такое безумие бхакти или безумие любви или безумие знания?»

УЧИТЕЛЬ (смотрит на него): «Есть два вида йогов: «раскрытые» и «скрытые». Домохозяин может быть «скрытым» йогом. Никто не узнает его. Домохозяин должен отказаться мысленно, а не внешне».

РАМ: «Вы говорите так, как будто утешаете детей. Домохозяин может быть джняни, но никогда не виджняни».

УЧИТЕЛЬ: «В конце концов он может стать виджняни. Но нехорошо заставлять себя отрекаться».

RAM: «Кешаб Сен обычно говорил:«Почему люди так много идут к нему? Однажды он укусит их, и они убегут от него».

УЧИТЕЛЬ: «Зачем мне жалить людей? Я говорю людям:«Делай то же, что и это. Выполняй свои мирские обязанности и призывай также и Бога». Я не прошу их отречься от всего (с улыбкой). Однажды Кешаб читал лекцию. Он сказал: «О, Господь, даруй нам, чтобы мы могли погрузиться в реку божественной любви и пойти прямо к океану Сатчидананды». Дамы сидели за занавеской, и я сказал Кешабу: «Как вы все можете нырнуть раз и навсегда?» Указывая дамам, я сказал: «Тогда что с ними будет? Время от времени вы должны возвращаться на сушу. Вы должны попеременно нырять и подниматься». Кешаб и остальные смеялись.

«Хазра говорит мне:« Ты любишь больше всего тех, кто наделен раджасом, тех, кто обладает большим богатством, именем и славой». Если это так, то почему я люблю таких людей, как Хариш и Ното? (Ссылаясь на Лату.) Почему я люблю Нарендру? Он даже не может позволить себе соль, чтобы приправить свой жареный банан!"

Шри Рамакришна вышел из своей комнаты и направился к сосновой роще, разговаривая с М. Преданный последовал за ними с водой и полотенцем. Мастер говорил о своем намерении посетить Звездный театр. Он сказал М.: «То, что говорит Рам, относится к раджасическим людям. Какая польза от резервирования дорогого места?»

Около пяти часов вечера Шри Рамакришна направлялся в Калькутту. М., Махендра Мукхерджи и несколько других преданных сопровождали его в карете Махендры. Думая о Боге, Учитель вскоре вошел в экстатическое настроение. После долгого времени он пришел в сознание мира, он заметил: «Этот товарищ Хазра смеет учить меня! Негодяй!» После короткой паузы он сказал: «Я выпью немного воды». Он часто делал такие замечания, чтобы привести свой ум в чувство.

МАХЕНДРА (к М.): "Могу я принести ему немного угощения?"

М: «Нет, он сейчас ничего не будет есть».

УЧИТЕЛЬ (все еще в восторженном настроении): «Я буду есть».

Махендра отвел Учителя на свою мельницу, расположенную в Хатибагане. После небольшого отдыха Шри Рамакришна должен был пойти в театр. Махендре было все равно, чтобы отвезти его к себе домой, потому что Учитель не был хорошо знаком с его отцом. Приянатх, второй брат Махендры, также был преданным Учителя.

Шри Рамакришна сидел на койке, на которой был расстелен ковер, и занимался духовной беседой.

УЧИТЕЛЬ (к М. и другим ): «Однажды, слушая различные случаи из жизни Чайтаньи, Хазра сказал, что это были проявления Шакти, и что Брахман, Всепроникающий Дух, не имеет ничего общего с Подолом. Но может ли быть Шакти без Брахмана? Хазра хочет свести на нет учения этого места (обращаясь к самому себе).

«Я понял, что Брахман и Шакти идентичны, как вода и ее влажность, как огонь и его способность гореть. Брахман обитает во всех существах как Бибху; Всепроникающее Сознание, хотя в некоторых местах его проявление больше, чем в др. Далее Хазра говорит, что любой, кто осознает Бога, должен также приобрести сверхъестественные силы Бога; что он обладает этими силами, хотя он может или не может использовать их».

М: «Да, нужно иметь контроль над этими сверхъестественными способностями!» (Все смеются.)

УЧИТЕЛЬ (улыбаясь): «Да, их нужно держать в руках! Как подло! Тот, кто никогда не наслаждался силой и богатством, становится нетерпеливым к ним. Но истинный преданный никогда не молится за них Богу».

Шри Рамакришна умылся. Для него был приготовлено курение. Он сказал М.: «Неужели это уже вечер? Если это так, я не буду курить. В сумеречный час заката ты должен бросить все другие дела и помнить Бога». Сказав это, он посмотрел на волосы на руке. Он хотел посмотреть, сможет ли он их посчитать. Если бы он не мог, то это были бы сумерки.

Около половины девятого вечера карета с Учителем и преданными подъехала к Звездному театру на Бидон-стрит. Его сопровождали М., Бабурам, Махендра и двое или трое других. Они говорили о том, чтобы занять места, когда Гириш Чандра Гош, менеджер театра, в сопровождении нескольких официальных лиц, подошли к карете, поприветствовал Учителя и отвел его и группу наверх. Гириш слышал о Мастере и был очень рад видеть его в театре. Мастер был проведен к одной из лож. М. сел рядом с ним; Бабурам и один или два преданных сидели сзади.

Зал был ярко освещен. Мастер посмотрел на яму и увидел, что она была переполнена. Ложи тоже были полны. Для каждой ложи был человек, который обмахивал тех, кто ее занимал. Шри Рамакришна был полон радости и сказал М. со своей детской улыбкой: «Ах, здесь очень приятно! Я рад, что пришел. Я чувствую вдохновение, когда я вижу так много людей вместе. Тогда я ясно осознаю, что Бог Сам стал всем ".

М: «Это правда, сэр».

УЧИТЕЛЬ: "Сколько они будут брать с нас?"

М: «Они ничего не возьмут. Они очень рады, что вы пришли в театр».

УЧИТЕЛЬ: «Это все из-за милости Божественной Матери».

Чайтаньялила должна была быть выполнена. Это была пьеса о ранней жизни Шри Чайтаньи, также известного как Нимай, Гаур, Гора и Гауранга. Занавес поднялся; внимание зрителей было приковано к сцене.

Первая сцена изображает совет греха и шести страстей. По лесной тропинке позади них идут Вивека, Вайрагья и Бхакти, занятые беседой.

Бхакти говорит своим спутникам: «Гауранга родился в Надии. Поэтому видьядхари, (полубоги), муни и риши пришли на землю в маскировке, чтобы отдать ему дань уважения».

Она поет:

Самая лучшая земля! Гора родился в Наде!
Вот Видьядхари, идущие на колесницах, чтобы поклониться ему;
Вот муни и риши, которые приходят, очарованные чарами любви.

Видьядхари, Муни и Риши поют гимн Гауранге и поклоняются ему как Воплощению Бога.

Шри Рамакришна наблюдал за происходящим и был охвачен божественным экстазом. Он сказал М .: «Посмотри! Ах! Ах!»

Мудрецы : О Кешава, даруй Твою благодать
На Твоих несчастных слуг здесь!
О Кешава, который восхищается
Бродить по полянам и рощам Вриндавана!

Богини : О Мадхава, наш разум - околдован!
Милый, который крадет наши сердца,
Сладко играя на своей флейте!

Припев : Воспевай, о ум, имя Хари,
Пой вслух имя Хари,
Слава имени Господа Хари!

Мудрецы : О Ты, Вечная Молодость Браджи,
Укротитель свирепого Калии,
Убийца одержимого страха!

Богини : Возлюбленные с лукавыми глазами
И хохолок с выгнутым пером павлина,
Заклинатель сердца Шри Радхи!

Мудрецы : Ты о могучий приподнявший Говардхан, , Ты,
Все гирлянды с сильванскими цветами!
О Дамодара, Плеть Камсы!

Богини : О Темный, который играя блаженствует С милыми горпи Вриндавана.

Припев : Воспевай, о ум, имя Хари,
Пой вслух имя Хари,
Слава имени Господа Хари!

Когда Видьядхари пели строки,

Возлюбленный с лукавыми глазами
И хохолок с изогнутым пером павлина!

Учитель вошел в глубокое самадхи. Оркестр играл, но он не знал внешнего мира.

Другая сцена: гость прибыл в дом Джаганнатхи Мишры, отца Нимая. Мальчик Нимай поет со своими друзьями в веселом настроении: 14

Скажи мне, где Мой благословенный Вриндаван?
Где мать Яшода?
Где отец Нанда и брат Балай?
Где Мои близнецы, черный и белый?
Скажи мне, где моя волшебная флейта?
Мои друзья Судама и Сридама?
Где берег Ямуны. Мой баньян?
Где Мои любимые горничные гопи?
Где Радха, королева моего сердца?

Гость закрывает глаза, предлагая пищу Господу. Нимай бежит к нему и ест еду с тарелки. Гость признает Нимаи как Воплощение Бога и старается порадовать его Гимном Десяти Воплощений. Прежде чем покинуть родителей Гауранги, он поет:

Слава Горе, Источнику Блаженства!
Приветствую Гаурангу, Искупителя земли!
Помощь беспомощных, Жизнь живых,
Убийца страха в сердцах боязливых!
Век за веком мы видим твою игру -

Разворачиваются новые виды игры, всегда новое настроение;
Новые волны катятся, новые истории будут рассказаны.
Ты, кто несет бремя всего мира,
Обливай нас нектаром Любви!
Убери наше горе и скорбь
Ты в пещере Любви удовольствия живешь.
Надежда на страдания! Наказатель за грехи!
Бедствия злых! Победа Тебе!

Слушая гимн, Учитель был в восторге.

Следующая сцена в Навадвипе на берегу Ганга. После купания в святой воде мужчины и женщины брамины поклоняются у реки. Когда они закрывают глаза, Нимай крадет пищу и начинает их есть. Брамин теряет самообладание и говорит: «Ты козел отпущения! Ты негодяй! Ты забираешь мои приношения для Вишну. Гибель захватит тебя!» Нимай держит предложение и собирается убежать. Многие женщины очень любят его и не могут вынудить его уйти. Они зовут его: «Вернись, о Нимай! Вернись, о Нимай!» Нимай не слушает их.

Одна из женщин, однако, знает непреодолимое обаяние, которое вернет его. Она громко поет имя Хари. Сразу же он повторяет имя Хари и возвращается.

М. сидел рядом с Учителем. Шри Рамакришна не мог контролировать себя. Он закричал: "Ах!" и пролил слезы любви. Он сказал Бабураму и М .: «Не суетись, если я впадаю в экстаз или впадаю в самадхи. Тогда мирские люди примут меня за обман».

Другая сцена: Нимай наделен священной нитью браминов. Он надевает традиционную охристую одежду санньяси. Мать Сати и соседские женщины стоят, а он просит милостыню и поет:

Бросьте кусочек еды, я молюсь, в мою чашу для подаяний.;
Один я странствую, новоиспеченный йог, по дорогам мира.
Люди Браджи, я люблю вас, и так снова и снова.,
Я прихожу к тебе; по зову голода я прошу пищу от двери к двери.
Солнце садится, и я должен искать свой дом на берегу Ямуны. ;
В ее воды падают мои слезы, и она течет, журча.

Зрители покидают сцену. Нимай стоит один. Боги под видом мужчин и женщин-браминов воспевают его.

Мужчины : Твое тело блестит, как жидкий лунный свет;
Ты облек человека в карликовую форму.
Господи, Тебя мы приветствуем!

Женщины : Заклинатель сердец гопи,
Ты бродишь в тенистых рощах
О Вриндаванской долине.

Нимай : Радуйся, Шри Радха! Слава Радхе!

Мужчины . Молодежь Браджи - Твои друзья;
Ты ввергаешь надменного Мадана 15 гордости.

Женщины : твоя любовь свела гопи с ума;
В экстазе Ямуна волнуется.

Мужчины : Нараяна, Убийца демонов!
Убежище охваченных страхом богов!

Женщины : о любитель Браджи, ты умоляешь
Любовь к прекрасным девушкам Браджи!

Нимай : Радуйся, Шри Радха! Слава Радхе!

Слушая музыку, Учитель вошел в самадхи. Занавес упал, и оркестр продолжал играть.

Новая сцена: Шривас и другие преданные ведут беседу перед домом Адвайты. Мукунда поет:

Не спи больше! Как долго ты будешь врать
В спящем сне майя заперта, о разум?
Кто ты? Почему ты родился?
Забыв свое собственное истинное Я.
О, ум, наконец, закрой глаза
И разбуди себя от злых снов;
Глупец, ты должен связать себя
Так что к проходящим шоу жизни,
Когда в тебе живет вечное блаженство.
Выйди из мрака, о глупый ум!
Выходи и приветствуй восходящее солнце!

Шри Рамакришна высоко оценил голос певца.

Другая сцена: Нимай сидит дома. Шривас приходит к нему в гости. Сначала он встречает Сачи. Мать плачет и говорит: «Мой сын не выполняет свои домашние обязанности. Мой старший сын, Вишварупа, отрекся от мира, и с тех пор мое сердце болит. Теперь я боюсь, что Нимай последует по его шагам».

Нимай прибывает. Сати говорит Шривасу: «Посмотри на него. Слезы текут по его щекам и груди. Скажи, скажи мне, как я могу освободить его от этих представлений».

При виде Шриваса Нимай цепляется за ноги и говорит с глазами, полными слез: «Ах, я! Уважаемый сэр, я еще не достиг преданности Кришне. Бесполезна эта жалкая жизнь! Скажите мне, сэр, где Кришна «Где мне найти Кришну? Дай мне пыль твоих ног с твоего благословения, чтобы я мог осознать Синего с гирляндой полевых цветов, свисающих на Его шее».

Шри Рамакришна посмотрел на М. Он хотел что-то сказать, но не смог. Его голос задыхался от эмоций; слезы текли по его щекам; неподвижными глазами он смотрел, как Нимай цепляется за ноги Шриваса и говорит: «Сэр, я еще не достиг преданности Кришне».

Нимай открыл школу, но больше не может учить учеников. Гангадас, его бывший учитель, приходит, чтобы убедить его обратить свое внимание на свои мирские обязанности. Он говорит Шривасу: «Слушай, Шривас! Мы тоже брамины и преданы поклонению Вишну. Но вы, люди, разрушаете мирские перспективы Нимая».

УЧИТЕЛЬ (к М.): «Это совет мирских мудрецов: делай «это», а также «то». Когда мирской человек учит духовности, он всегда советует компромисс между миром и Богом».

М: «Да, сэр. Это правда».

Гангадас продолжает спор с Нимаем. Он говорит: "Нимай, ты, несомненно, сведущ в писаниях. Причина со мной. Объясните мне, если какой-либо другой долг превосходит мирские обязанности. Ты домовладелец. Зачем пренебрегать обязанностями домохозяина и следовать обязанностям других?"

УЧИТЕЛЬ ( М. ): «Вы заметили? Он пытается убедить Нимаи пойти на компромисс».

М: «Да, сэр».

Нимай говорит Гангадасу: «я не безразличен к обязанностям домохозяина. Напротив, это мое желание держаться со всех сторон. Но, уважаемый сэр, я не знаю, что меня привлекает. Я не знаю, что делать. Я хочу уцепиться за берег, но не могу. Моя душа блуждает. Я беспомощен. Моей душе постоянно хочется с головой окунуться в безбрежный Океан».

УЧИТЕЛЬ: "О, Боже мой!"

Сцена меняется: Нитьянанда прибыл в Навадвип. После поимка он встречает Нимаи, который, в свою очередь, искал его. Когда они встречаются, Нимай говорит ему: «Благословенна моя жизнь! Исполнилась моя мечта! Ты навещал меня во сне, а затем исчез».

Учитель сказал голосом, задыхающимся от эмоций: «Нимай сказал, что видел его во сне».

Нимай в экстазе и начинает беседовать с Адвайтой, Шривой, Харидасом и другими преданными. Нитай поет песню, подходящую для настроения Нимаи:

Где Кришна? Где мой Кришна?
Его нет в роще, дорогие друзья.
Дай мне Кришну! Принеси мне моего Кришну!
Сердце Радхи не знает ничего, кроме Него.

При этой песне Шри Рамакришна отправился в самадхи. Он оставался в таком состоянии долгое время. Оркестр продолжал играть. Постепенно его разум опустился к относительному уровню. Тем временем молодой человек из Хардахи, родившийся в святой семье Нитьянанды, вошел в ложу. Он стоял за креслом Учителя. Шри Рамакришна был восхищен, увидев его. Он держал его за руку и говорил с ним ласково. Время от времени он говорил: «Пожалуйста, сядьте здесь. Само ваше присутствие пробуждает мое духовное чувство». Он нежно играл руками молодого человека и с любовью поглаживал его лицо.

После того как он ушел, Шри Рамакришна сказал М .: «Он великий ученый. Его отец - великий преданный Бога. Когда я еду в Хардаху, чтобы посетить Шьямасундар, отец угощает меня священными подношениями, которые нельзя купить даже за сотню рупий. У этого молодого человека хорошие черты. Небольшая дрожь разбудит его внутренний дух. При виде его мое духовное настроение пробуждается. Я должен был быть переполнен экстазом, потому что он оставался здесь немного дольше ".

Занавес поднимается: Нитьянанда идет со своими спутниками по общественной дороге, повторяя имя Хари. Он встречает двух хулиганов, Джагая и Мадхая, которые являются заклятыми врагами всех религиозных людей. Мадхай кидает в Нитай осколком камня. Нитай обижен и обильно истекает кровью, но он не обращает внимания, опьяненный любовью Бога.

Шри Рамакришна был в экстатическом настроении.

Нитай обнимает Джагая и Мадхая и поет песню двум хулиганам:

Джагай! Мадхай!Ой, давайте будем танцевать,
Петь имя Хари с пылом!
Какое это имеет значение, что ты ударил меня?
Танцуйте, дорогие друзья, во имя Хари!
Спойте имя нашего Возлюбленного:
Он обнимет тебя в любовном восторге!
Пусть небеса звучат с Его именем!
Вы не испытали истинных эмоций
Плачь, когда ты повторяешь имя Хари,
И ты увидишь Луну своей души.
Имя Хари я бы с любовью назвал;
Нитай призывает тебя поделиться Его любовью.

Нимай говорит с Сачи о своем желании войти в монашескую жизнь. Его мать теряет сознание и падает на землю.

В этот момент многие в аудитории плачут. Шри Рамакришна остался неподвижным и пристально посмотрел на сцену. Одинокая слеза появилась в углу глаза. Спектакль был окончен.

Шри Рамакришна собирался взойти в карету. Преданный спросил его, как он наслаждался игрой. Учитель сказал с улыбкой:: "я нашел представление таким же, как реальное».

Карета направилась к мельнице Махендры. Внезапно Шри Рамакришна вошел в экстатическое настроение и пробормотал про себя с любовью: «О Кришна! О Кришна! Кришна - это знание! Кришна - это душа! Кришна - это ум! Кришна - это жизнь! Кришна - это тело!» Он продолжил: «О Говинда, Ты моя жизнь! Ты моя душа!»

Карета добралась до мельницы. Махендра нежно накормил Учителя различными блюдами. М. сел рядом с ним. «Он нежно сказал М.:« Вот, поешь немного». Он положил несколько конфет в его руки.

Вместе с Махендрой и несколькими другими преданными Шри Рамакришна отправился в карете в храмовый сад Дакшинешвара. Учитель был в хорошем настроении. Он пел песню о Гауранге и Нитае, М. пел с ним:

Гаур и Нитай, благословенные братья!
Я слышал, какой ты добрый,
И поэтому я пришел к вам...

Учитель и Махендра говорили о предполагаемом паломничестве последнего.

УЧИТЕЛЬ (улыбается): «Божественная любовь в тебе - едва прорастает. Почему ты должен позволить ей засохнуть? Но возвращайся очень скоро. Много раз я думал о том, чтобы побывать у вас. Наконец - то я это сделал. Я так счастлива."

Махендра: «Моя жизнь действительно благословенна, сэр».

УЧИТЕЛЬ: «Ты уже был благословлен. Твой отец тоже хороший человек. Я видел его на днях. Он верит в Адхьятму Рамаяну».

Махендра: «Пожалуйста, благослови меня, чтобы я мог любить Бога».

УЧИТЕЛЬ: «Вы великодушны и бесхитростны. Нельзя осознать Бога без искренности и простоты. Бог далеко, далеко от нечестного сердца».

Около Шьямбазара Махендра попрощался с Мастером, и экипаж продолжил свой путь.



>    1. Прозвище для Пранкришны, преданного Мастера.
    2. Следующая история записана в связи с рождением Шри Кришны: Камса, царь Матхуры, был олицетворением зла. Его богобоязненная сестра Деваки была замужем за Васудевой. Когда Камса узнал, что его убийцей будет сын Деваки и что его сестра уже ждет ребенка, он собирался убить ее. Но он пощадил ее жизнь на ее обещание доставить своего ребенка к нему, как только он родился. Васудева и Деваки содержались в тюрьме под строгой охраной. В тюрьме семь сыновей родились у Деваки, один за другим, и все они были убиты злым Камсой. Восьмым ребенком был Шри Кришна. Сразу же после Его рождения Васудева через Божественную помощь перенес Его через реку Ямуну в деревню Гокула, где жили Нанда и его жена Яшода. Для них только что родилась дочь, которая была Воплощением Божественной Силы. Шри Кришну обменяли на девушку, которую затем доставили к Камсе как новорожденного ребенка Деваки. Камса собирался убить ее, когда она взлетела в небо в форме птицы, самхачила, заметив, что убийца Камсы рос в Гокуле. Вот почему самхачила пользуется уважением. В конце концов Шри Кришна убил Камсу.
    3. Виджайкришна Госвами. Хотя родился в семье вайшнавов, он стал членом Брахмо Самадж. Позже он вернулся к поклонению Личному Богу.
    4. Виджай и несколько его друзей из-за разногласий с Кешабом вышли из организации Кешаба и основали Садхаран Брахмо Самадж.
    5. Религиозный праздник, стоимость которого несет все общество.
    6. Ночь новолуния особенно благоприятна для поклонения Божественной Матери.
    7. Жена пяти братьев Пандавов. Чтобы унизить ее в суде, Дурьодхана приказал снять с нее одежду.
    8. То есть осознание идентичности гуру и Бога.
    9. В определенной форме поклонения тантрикам пища предлагается шакалам, спутникам богини Кали.
    10. Чандни - это открытый портик в саду храма со ступенями, спускающимися к Ганге. Согласно ортодоксальной индуистской традиции, монаху запрещено жить в доме.
    11. Так сказать. Сам Бог развивается как вселенная во время творения, а имена и формы возвращаются обратно к Богу во время распада.
    12. Образы Кришны обычно сгибаются в трех частях тела, а именно: на шее, талии и коленях.
    13. Согласно правилам индуистского общества, брамины теряют свою касту, поедая пищу, оставленную или затронутую людьми из низшей касты.
    14. В этой песне Гауранга отождествляет себя с Кришной.
    


Оглавление


На главную