29. ПРАЗДНИК ДУРГА ПУДЖИ



Пятница, 26 сентября 1884 г.

Шри Рамакришна приехал в Калькутту. Это был первый день Дурга Пуджи, великого религиозного праздника, и индусы мегаполиса праздновали его. Учитель намеревался посетить образ Божественной Матери в доме Адхара. Он также хотел увидеть Шиванатха, преданного Брахмо.

Было около полудня. Зонтик в руке, М. шел по тропинке перед храмом Брахмо Самадж. Прошло два часа, но Учитель еще не появился. Время от времени М. садился на ступени диспансера доктора Махальновиша и наблюдал радость и веселье людей, молодых и старых, которые праздновали Пуджу.

Вскоре после трех экипажей, Учитель подъехал. Как только Шри Рамакришна вышел, он приветствовал храм Брахмо Самаджа со сложенными руками. Хазра и несколько других преданных были с ним. М. поклонился Учителю и взял пыль с его ног. Учитель сказал ему, что бы он шел в дом Шиванатха. Несколько минут спустя несколько членов Брахмо Самаджа пришли и отвели его к Шиванатху. Но Шиванатха не было дома. Вскоре после этого Виджай Госвами, Махалнавиш и несколько других лидеров Брахмо поприветствовали Учителя и отвели его в храм Брахмо.

Шри Рамакришна был в хорошем настроении. Ему дали место возле алтаря. Там преданные Брахмо пели свою религиозную музыку. Виджай и преданные Брахмо сидели перед Учителем.

Учитель ( Виджею, с улыбкой ): «Мне сказали, что вы установили здесь «вывеску», в которую не допускаются люди, принадлежащие к другим конфессиям». Нарендра также сказал мне: «Вы не должны иди в Брахмо Самадж. Тебе лучше посетить дом Шиванатха.

«Но я говорю, что мы все призываем одного и того же Бога. Ревности и злобы не должно быть. Некоторые говорят, что Бог бесформен, а некоторые - что Бог имеет форму. Я говорю, пусть один человек медитирует на Бога с формой, если он верит в форму и позвольте другому медитировать на бесформенном Божестве, если он не верит в форму. Я имею в виду, что догматизм - это нехорошо. Нехорошо чувствовать, что одна моя религия истинна, а другие религии ложны. Правильное отношение это: моя религия верна, но я не знаю, правильны ли или нет другие религии, истинны или ложны. Я говорю это, потому что человек не может знать истинную природу Бога, если не осознает Его. Кабир говорил: «Бог с формой - это моя Мать, бесформенный - мой Отец. Кого я буду винить? Кого я буду хвалить? Две чаши весов одинаково тяжелы.»

«Индусы, мусульмане, христиане, шакты, шайвы, вайшнавы, брахмаджнани времен риши, и вы, брахмаджанани современности, все стремитесь к одной цели. Мать готовит блюда, чтобы удовлетворить желудки своих детей. Предположим, что у матери пятеро детей, а для семьи покупают рыбу. Она не готовит плов или калию для всех. У всех разная способность к пищеварению, поэтому она готовит для некоторых простое рагу. Но она любит всех своих детей одинаково.

«Вы знаете мое отношение? Я люблю все приготовленные блюда с рыбой. У меня женственная натура. ( Все смеются .) Я чувствую себя как дома с каждым блюдом - жареная рыба, рыба, приготовленная с порошком куркумы, маринованная рыба. И, кроме того, я также наслаждаюсь богатыми приготовлениями, такими как рыбья голова, калия и плов. (Все смеются.)

«Знаете ли вы, что есть истина? Бог создал разные религии, чтобы соответствовать разным преданным, временам и странам. Все доктрины - это всего лишь множество путей; но путь отнюдь не Сам Бог. Действительно, человек может достичь Бога, если он следует по любому пути с искренней преданностью. Предположим, что есть ошибки в религии, которую он принял, если кто-то искренен и серьезен, то Сам Бог исправит эти ошибки. Предположим, что человек решил с искренним желанием посетить Джаганнатху в Пури и по ошибке отправитесь на север, а не на юг, тогда, несомненно, кто-то, встречающий его по дороге, скажет ему: «Мой дорогой, не иди туда. Иди на юг». И этот человек рано или поздно достигнет Джаганнатхи.

«Если есть ошибки в других религиях, это не наше дело. Бог, которому принадлежит мир, позаботится об этом. Наш долг каким-то образом посетить Джаганнатху. (Брамосу). Ваше мнение действительно хорошее. Вы описываете Бога как бесформенного. Это хорошо. Можно съесть пирог с глазурью, прямо или сбоку. В любом случае он будет сладким на вкус.

«Но догматизм не годится. Вы, несомненно, слышали историю о хамелеоне. Человек вошел в лес и увидел хамелеона на дереве. Он сообщил своим друзьям:«Я видел красную ящерицу». Он был твердо убежден, что она была, как красная. Другой человек после посещения дерева сказал: «Я видел зеленую ящерицу». Он был твердо убежден, что она была зеленой. Но человек, который жил под деревом, сказал: «То, что вы оба сказали, правда. Но факт в том, что это создание бывает и красной, иногда зеленой, иногда желтой, а иногда не имеет цвета вообще.

«Бог описан в Ведах как с атрибутами, так и без. Вы описываете Его как только без формы. Это односторонний характер. Но не берите в голову. Если вы действительно знаете один из Его аспектов, вы сможете узнать Его другой аспект тоже. Сам Бог расскажет вам все о них. (Указывает на двух или трех преданных Брахмо). Те, кто приходят в ваш Самадж, знают и этого джентльмена, и этого».

Виджай все еще принадлежал садхарскому Брахмо Самаджу. Он был наемным проповедником этой организации, но не мог соблюдать все ее правила и положения. Он смешался с теми, кто верил в Бога с формой. Это создавало недоразумение между ним и учредителями Брахмо. Многие Брамос не одобряли его поведение. Учитель внезапно посмотрел на Виджая и начал говорить с ним.

Учитель (Виджаю, улыбаясь): «Я понимаю, что они придираются к вам из-за того, что смешивается с теми, кто верит в Бога с формой. Это правда? Тот, кто является преданным Бога, должен иметь понимание, которое не может быть поколеблено любыми условиями. Он должен быть похож на наковальню в кузнечной мастерской. Его постоянно бьют молотом, но он непоколебим. Плохие люди могут очень сильно ругать вас и плохо о вас говорить, но вы должны терпеть их всех, если вы искренне ищите Бога. Разве нельзя думать о Боге среди грешников? Просто подумайте о Риши древних времен. Они медитировали на Бога в лесу, окруженном со всех сторон тиграми, медведями и другими свирепыми зверями. Злые люди имеют природу тигров и медведей. Они будут преследовать вас, чтобы причинить вам вред.

«Нужно быть осторожным с этими немногими вещами. Во-первых, влиятельный человек, у которого много денег и много людей под его контролем. Он может ранить вас, если захочет; вы должны быть осторожны, разговаривая с ним; возможно, вам придется одобрить то, что он говорит». Во-вторых, собака. Когда она преследует вас или лает на вас, вы должны стоять на месте, разговаривать с ней осторожно и успокоить. В-третьих, бык. Если он бежит за вами с опущенными рогами, вы должны успокоить его тихим голосом. В-четвертых, пьяница. Если вы разбудите его гнев, он оскорбит вас, назвав четырнадцать поколений вашей семьи. Вы должны сказать ему: «Привет, дядя! Как ты?» Тогда он будет очень доволен и будет сидеть рядом с вами и будет курить.

«В присутствии злого человека я становлюсь бдительным. Если такой человек спрашивает меня, есть ли у меня трубка для курения, я отвечаю: «Да, у меня есть». Вы должны многое различать, чтобы избежать укуса; в противном случае ваша страсть будет возбуждена до такой степени, что вы почувствуете желание нанести вред в ответ. Время от времени очень необходимо общение со святым человеком. Оно позволяет различать Реальное и Нереальное».

Виджай: «У меня нет времени, сэр. Я запутался в своих обязанностях здесь».

Учитель: «Вы религиозный учитель. У других есть праздник, но не у религиозного учителя. Когда управляющий имуществом наводит порядок в одной его части, арендодатель отправляет его в другую часть. Так что у вас нет свободного времени». (Все смеются.)

Виджай (со сложенными руками): «Сэр, пожалуйста, дайте мне ваше благословение».

Учитель: «Теперь вы говорите, как невежественный человек. Благословляет только Бог».

Виджай: «Уважаемый, сэр, пожалуйста, дайте нам некоторые указания».

Учитель оглядел храм Брахмо и сказал с улыбкой: «Это тоже хорошо - смесь кристаллов и сиропа.1 Есть кристаллы и сироп также.

«Я набрал слишком много очков и поэтому вышел из игры. (Все смеются.) Знаете ли вы, что игра называется 'nax'? Это игра в карты, и любой, кто набрал больше семнадцати, выбывает из игры. Те, кто набрал меньше очков - скажем, пять, семь или десять - умные. Я набрал слишком много, и я вне игры.

 Однажды Кешаб Сен читал у себя дома лекцию. Я присутствовал. Там было много народу. Дамы сидели за ширмой. - О Боже, пожалуйста, благослови нас, чтобы мы могли нырнуть и полностью исчезнуть в реке бхакти. Я сказал Кешабу с улыбкой: "Если ты полностью исчезнешь в реке бхакти, то какова будет судьба тех, кто за ширмой? Конечно, ныряй в реку, но тебе лучше время от времени возвращаться на сушу. Не исчезай в реке совсем. При этих словах Кешаб и остальные расхохотались.

«Неважно. Можно осознать Бога и в мире, если только ты искренен. «Я» и «моё» - это невежество. Но «Боже! Ты и Твое» - это знание.

«Живите в мире, как служанка в доме богатого человека. Она выполняет все домашние обязанности, воспитывает ребенка своего хозяина и говорит о нем как о «мой Хари». Но в глубине души она прекрасно знает, что ни дом, ни ребенок не принадлежат ей. Она выполняет все свои обязанности, но точно так же ее разум пребывает в ее родном месте. Точно так же выполняйте свои мирские обязанности, но сосредоточьтесь на Боге. И знайте, что дом, семья и сын не принадлежат вам, они принадлежат Богу. Вы - только Его слуга.

«Я прошу людей мысленно отречься. Я не прошу их отказаться от мира. Если кто-то живет в мире без привязанности и искренне ищет Бога, тогда он способен достичь Его.

(Виджаю) «Было время, когда я тоже медитировал на Бога с закрытыми глазами.2 Тогда я сказал себе: «Существует ли Бог только тогда, когда я думаю о Нем с закрытыми глазами? Разве Он не существует, когда я смотрю вокруг с открытыми глазами? Теперь, когда я смотрю вокруг с открытыми глазами, я вижу, что Бог обитает во всех существах. Он - Внутренний Дух всех - людей, животных и других живых существ, деревьев и растений, солнца и луны, земли и воды.

«Почему я ищу Шиванатха? Тот, кто медитирует на Бога в течение многих дней, имеет в себе субстанцию, имеет в себе божественную силу. Кроме того, тот, кто хорошо поет, хорошо играет на музыкальном инструменте или овладел каким-либо искусством, имеет в себе реальную субстанция и силу Бога. Такова точка зрения Гиты. В Чанди сказано, что тот, кто наделен физической красотой, имеет в себе субстанцию и силу Бога. (Виджаю.) Ах, какая прекрасная природа у Кедара! Едва он подходит ко мне, как наполняются слезами. Его глаза всегда красные и плавают в слезах, как чанабара в сиропе."

Виджай: «В Дакке он постоянно говорит о тебе. Он всегда хочет тебя видеть».

Шри Рамакришна собирался уходить. Преданные Брахмо низко поклонились ему, и он ответил на их приветствие. Затем, садясь в карету, он отправился в дом Адхара, чтобы увидеть образ Божественной Матери.


Воскресенье, 28 сентября 1884 г.

Это был день Махаштами, самый благоприятный день поклонения Дурге, Божественной Матери. По приглашению Адхара Шри Рамакришна приехал в Калькутту, чтобы увидеть святой образ в своем доме. Перед тем как пойти туда, он пошел к Раму. Присутствовало много преданных, в том числе Нарендра, Бабурам, М., Ниранджан, Виджай, Кедар, Рам и Сурендра. Баларам и Ракхал все еще были во Вриндаване.

Учитель (смотрит на Виджая и Кедара с улыбкой): «Это хорошее воссоединение сегодня. У вас двоих одинаковое духовное настроение. (Виджаю). Ну, а как же Шиванатх?

ВИДЖАЙ: «Да, сэр, он слышал, что вы были в его доме. Я не видел его, но я послал ему известие. Он знает об этом».

Учитель ( Виджею и остальным ): «Мне в голову пришло четыре желания. Я буду есть рыбное карри, приготовленное с баклажанами. Я посещу Шиванатха. Преданные будут повторят имя Хари на своих четках, и я буду наблюдать их. А преданные тантрики будут пить освященное вино, стоимостью восемь анн, на аштами третьего лунного дня, и я буду наблюдать за ними и приветствовать их".

Нарендра сидел перед Мастером. Ему было около двадцати двух лет. Пока Шри Рамакришна говорил, его взгляд упал на его любимого ученика. Учитель сразу встал и вошел в самадхи. Он положил одну ногу на колено Нарендры. Он был в глубоком духовном настроении, его глаза немигали, его разум совершенно не осознавал внешний мир. Через долгое время он спустился на относительный уровень сознания; но он все еще казался ошеломленным, потому что опьянение божественного блаженства не совсем покинуло его. Обращаясь к самому себе в этом экстатическом состоянии, он повторил имя Бога. Он сказал: «Сатчидананда! Сатчидананда! Сатчидананда! Должен ли я повторить это? Нет, это день Божественной Матери, Дающей блаженство божественного опьянения». О Мать, полная блаженства божественного опьянения! Sa, re, ga, ma, pa, dha, ni. Нехорошо держать голос на «ni». Невозможно держать его там очень долго. Я буду держать его на следующей нижней ноте.

«Существуют разные планы сознания: грубое, тонкое, причинное и Великая Причина. Войдя в Махакарану, Великую Причину, человек замолкает; никто не может произнести ни слова.

«Но Ишваракоти, после достижения Великой Причины, может снова спуститься на более низкие планы. Воплощения Бога и другие, подобные им, принадлежат к классу Ишваракоти. Они взбираются вверх, и они также могут спускаться. Они взбираются на крышу, и они могут снова спуститься по лестнице и переместиться на нижний этаж. Это случай отрицания и утверждения.4 Существует, например, семиэтажный дворец царя. Незнакомцы имеют доступ только к нижним покоям; но принц, который знает, что дворец является его собственным, может двигаться вверх и вниз от этажа к этажу. Существует своего рода ракета, которая выбрасывает искры по одной схеме, а затем, кажется, гаснет. Через мгновение она делает другой рисунок, а затем еще один. Там нет конца шаблонам, которые она может сделать. Но есть другой тип ракеты, который, когда она горит, издает только глухой звук, выбрасывает несколько искр, а затем гаснет вообще. Подобно этому второму виду, обычная джива, после долгих духовных усилий, может перейти на более высокий уровень; но она не может прийти, чтобы рассказать другим о своем опыте. После больших усилий он может войти в самадхи; но он не может спуститься из этого состояния или рассказать другим, что он там видел.

«Есть класс преданных, нитйасиддхи, вечно совершенные. С самого рождения они ищут Бога. Они не наслаждаются ничем в мире. Веды говорят о птице хома. Она живет очень высоко в небе. Мать-птица откладывает свое яйцо. Она живет так высоко, что яйцо падает много дней. При падении оно вылупляется. Цыпленок продолжает падать. Это также продолжается много дней. Между тем у цыпленка развиваются глаза. Приближаясь к земле, он начинает осознавать мир. Он понимает, что встретит верную смерть, если упадет на землю. Затем он издает пронзительный крик и бросается к матери. Земля означает смерть, и она пугает молодую птицу; она ищет свою мать. Она обитает высоко в небе, и молодая птица летит прямо в этом направлении. Она больше никуда не смотрит.

«Те, кто рожден как спутники Воплощения Бога, вечно совершенны. Для некоторых из них это рождение является последним.

(Виджаю) «У вас есть и йога, и бхога. У царя Джанаки также были йога и бхога. Поэтому его называют Раджарши, и царь, и провидец. Нарада был деварши, а Шукадева - брахмарши. Да, Шукадева был брахмарши». Он был не просто джняни, он был воплощением джнаны, Божественного Знания. Кого я называю джнани? Человек, который достиг Знания и сделал это после долгих усилий. Шукадева был воплощением знания, иными словами, формой сосредоточенного знания. Он достиг знания спонтанно, без всякого труда."

Сказав это, Шри Рамакришна пришел в нормальное настроение. Затем он легко общался с преданными. Учитель попросил Кедара спеть.

Кедар пел:

Как мне открыть свое сердце, о друг?
Мне запрещено говорить.
Я умру из-за отсутствия родственной души
Чтобы понять мои страдания...

Кедар спел несколько других песен. После музыки Учитель снова поговорил с преданными. Нандалал, племянник Кешаба, также присутствовал с несколькими друзьями Брахмо. Они сидели рядом с Учителем.

Учитель (Виджаю и другим преданным): «Один человек принес мне бутылку освященного вина, но я даже не мог прикоснуться к ней».

Виджай: "Ах!"

Учитель: «Я опьянен одной лишь мыслью о Боге. Мне не нужно пить вино. Я чувствую себя пьяным при виде чаранамриты».5 Я чувствую, как будто выпил пять бутылок ликера. Когда человек достигает такого состояния, он не может не различать еду».

НАРЕНДРА: «Что касается еды, надо брать все, что приходит».

Учитель: «То, что вы говорите, относится только к определенному состоянию ума стремящегося. Никакая пища не может повредить джняни. Согласно Гите, сам джняни не ест; его еда - это подношение Кундалини. Но это не относится бхакте. Нынешнее состояние моего ума таково, что я не могу есть никакой пищи, если только она не предложена Богу священником-брамином. Раньше мое душевное состояние было таково, что я с удовольствием вдыхал запах горящих трупов, приносимый ветром с другого берега Ганга. Мне он показался очень сладким. Но теперь я не могу есть пищу, к которой прикасаются все и вся. Нет, не могу. Но время от времени я это делаю. Однажды меня повели на спектакль в дом Кешаба. Они дали мне поесть лючи и карри. Я не знал, была ли еда передана мне мойщиком или парикмахером, но я съел совсем немного ( все смеются ). Ракхал попросил меня поесть. (Нарендре) «С тобой все в порядке. Вы находитесь в «этом», а также в «том».6 Теперь ты можешь есть все. (Преданным) Блажен, кто жаждет Бога, хотя он ест свинину. Но позор тому, чей разум сосредоточен на «женщине и золоте», хотя он ест самую чистую пищу - вареные овощи, рис и топленое масло.

«Однажды у меня появилось желание поесть дала, приготовленного в доме кузнеца. С самого детства я слышал, как кузнецы говорили:«А брамины умеют готовить?» Я съел дал, но пахло кузнецом (все смеются).

«Я получил мантру Аллаха7 от Говинда Рай. Рис был приготовлен для меня с луком8 в кути. Я съел немного. Я ел карри в садовом доме Мани Маллика, но чувствовал отвращение к нему.

«Когда я пошел в Камарпукюр, отец Рамлала испугался. Он думал, что я могу есть в любом доме. Он боялся, что меня исключат из касты; поэтому я не мог долго оставаться. Я ушел.

«И Веды, и Пураны описывают чистую пищу и поведение. Но то, что Веды и Пураны просят людей избегать нечистых, восхваляет Тантра как хорошее.

«О, какое душевное состояние я пережил! Я открывал рот, касаясь своими челюстями неба и нижнего мира, и произносил слово «Ма». Я чувствовал, что схватил Мать, как рыбак, тянущий рыбу в свою сеть. Позвольте мне спеть песню:

На этот раз я пожру Тебя полностью. Мать Кали!
Ибо я родился под злой звездой,
И тот, кто родился, становится, говорят, пожирателем своей матери.
Ты должна сначала пожрать меня, иначе я сам съем Тебя;
Так или иначе это должно произойти.

Я измажу руки черным,9 и будет черным мое лицо;
Черным я измажу все свое тело.
И когда Смерть схватит меня, черным я измажу его лицо.
О Мать, Я съем Тебя, но не переварю Тебя;
Я установлю Тебя в моем сердце
И буду делать Тебе подношения моим умом.

Вы можете сказать, что, съев Кали, я впутаюсь в это дело.
С Калой,10 Ее Мужем, но я не боюсь.;
Не обращая внимания на Его гнев, я буду повторять имя моей Матери.
Чтобы показать миру, что Рампрасад-законный сын Кали ,
Что бы ни случилось, я съем Тебя — Тебя и Твою свиту. —
Или потерять жизнь, пытаясь это сделать.

«Я чуть не сошел с ума - таково было мое стремление к Богу».

Нарендра начал петь:

О Мать, сведи меня с ума Твоей любовью!
Для чего мне нужны знания или разум?...

Слушая песню, Учитель снова вошел в самадхи. Спускаясь к нормальной плоскости сознания, он принял позицию Гирирани11 и пел агамани. Он пел, опьяненный божественной любовью:

ССкажи мне, моя Ума, как ты жила одна в Чужом доме? . . .

Он сказал преданным: «Сегодня Махаштами. Мать пришла; вот почему я чувствую такое пробуждение духовных эмоций».

КЕДАР: "Господи, ты здесь. Ты отличаешься от Божественной Матери?"

Шри Рамакришна посмотрел в другом направлении и пел в рассеянном настроении:

Ах, друг! Я еще не нашел Его, чья любовь свела меня с ума...

Он снова пришел в восторг и спел о Божественной Матери. Когда он пел, Виджай внезапно встал, крича имя Хари. Шри Рамакришна, полный божественной любви, начал танцевать с Виджаем и другими преданными.

Музыка была закончена. Учитель, Виджай, Нарендра и другие преданные сели. Все глаза были устремлены на Шри Рамакришну, который начал разговаривать с преданными. Он спросил об их здоровье. Кедар смиренно говорил с ним мягким, сладким голосом. Нарендра, Чунилал, Рам, М. и Хариш сидели у Учителя.

КЕДАР (смиренно): «Как мне избавиться от головокружения?»

Учитель (нежно): «Это можно получить. У меня это было само. Используйте немного миндального масла. Я слышал, что оно лечит головокружение».

КЕДАР: "Непременно, сэр."

Учитель (Чунилалу): "Привет! Как твои дела?"

CHUNILAL: «Теперь у нас все в порядке. Баларам Бабу и Ракхалу хорошо во Вриндаване».

Учитель:  "Зачем ты послал так много конфет? (К Хариш) подождите день или два до приезда в Dakshineswar. Ты нездоров. Там вы можете снова заболеть. (Нарайяну.) Садись сюда. Садись рядом со мной. Приезжай завтра в Дакшинешвар и поешь там. (Указывая на М.) пойдемте с ним. (М.) Что вы скажете?"

В тот же день М. хотел сопровождать Шри Рамакришну в Дакшинешвар. Он стал вдумчивым.

Сурендра стоял рядом со Шри Рамакришной. У него была привычка пить, и он часто выходил из себя. Это очень беспокоило мастера,но он не просил Сурендру бросить пить. Он сказал ему:- Послушай, Сурендра! Всякий раз, когда вы пьете вино, заранее предложите его Божественной Матери. Смотрите, чтобы ваш мозг не затуманивался и чтобы вы не шатались. Чем больше вы думаете о Божественной Матери, тем меньше вам нравится пить. Мать дает блаженство божественного опьянения. Осознав Ее, человек чувствует естественное блаженство."

Учитель посмотрел на Сурендру и сказал: «Ты выпил». С этими словами он вошел в самадхи.

Это было в сумерках. Придя в сознание частично, Учитель спел:

Вот моя Мать играет с Шивой, погруженная в экстаз радости!
Опьяненная глотком небесного вина. Она шатается, и все же она не падает. ...

Затем он повторил имя Хари, время от времени хлопая в ладоши. Сладким голосом он сказал: «Хари! Хари! О ум, повторяй имя Хари! Пой имя Хари!» Затем он скандировал: «Рама! Рама Рама! Рама!»

Учитель начал молиться: "о рама! О Рама! Я лишен преданности и аскетизма, без знания и любви; я не совершал никаких религиозных обрядов. О Рама, я нашел прибежище в Тебе, я нашел прибежище у Твоих ног. Я не нуждаюсь в удобствах, я не ищу имени и славы. О Рама, я не жажду восьми оккультных сил; мне не нужны сто оккультных сил! Я Твой слуга. Я нашел прибежище в Тебе. Даруй мне, о Рама, чистую любовь к Твоим лотосным стопам, да не введет меня в заблуждение твоя чарующая мир майя! О Рама, я нашел прибежище в Тебе."

Когда Учитель молился, все глаза были направлены на него. Услышав его жалобный голос, немногие могли сдержать свои слезы.

Рамчандра Датта вошел и встал рядом с ним.

Учитель: "Где ты был. Рам?"

РАМ: «Я был наверху, сэр».

Рам устраивал кормление преданных на крыше дома.

Учитель (Раму с улыбкой): «Не лучше ли остаться внизу, чем быть высоко? Вода накапливается на низкой земле, но стекает с высокой насыпи».

RAM (с улыбкой): «Это правда, сэр».

Ужин был готов на крыше. Шри Рамакришна и преданные были доставлены туда и обильно накормлены. Позже Учитель пошел в дом Адхара с М., Ниранджаном и другими. Там поклонялись Божественной Матери. Это была искренняя молитва Адхара, чтобы в этот священный день Шри Рамакришна мог благословить его дом своим присутствием.


Понедельник, 29 сентября 1884 г.

Это был третий день Дурга Пуджи. Учитель проснулся в своей комнате в Дакшинешваре с раннего утра. Утреннее богослужение в храме Кали закончилось, и оркестр исполнил утренние мелодии в нахабате. Брахманы и садовники с корзиной в руках собирали цветы для поклонения Божественной Матери. Бхаванатх, Бабурам, Ниранджан и М. провели ночь в Дакшинешваре, спали на крыльце комнаты Учителя. Как только они проснулись, они увидели, что Шри Рамакришна танцует в экстазе. Он пел: «Победа Матери Дурге! Да святится имя Дурги!» Он был обнажен и выглядел как ребенок, когда повторял имя Блаженной Матери. Через несколько мгновений он сказал: «О, блаженство божественного экстаза! О, блаженство божественного пьянства!» Затем он неоднократно повторял имя Говинды: «О Говинда! Моя жизнь! Моя душа!»

Преданные сидели на своих кроватях и немаргающими глазами наблюдали за духовным настроением Шри Рамакришны. Хазра жил в саду храма. Лату также жил там, чтобы оказывать личную помощь Учителю. Ракхал все еще был во Вриндаване. Нарендра время от времени навещал Шри Рамакришну. Его ожидали в тот день.

Преданные умылись. Учитель занял свое место на коврике на северной веранде. Бхаванатх и М. сидели рядом с ним. Другие преданные входили и выходили из комнаты.

Учитель (Бхаванатху): «Истина в том, что обычные люди не могут легко иметь веру. Но вера Ишваракоти спонтанна. Прахлада разрыдался, когда писал букву «ка». (Первый согласный санскритского алфавита). Он напомнило ему Кришну. Природа джив сомневается. Они говорят, что да, без сомнения, но -

"Хазру никогда нельзя убедить в том, что Брахман и Шакти, что Шакти и Бытие, наделенное Шакти, - одно и то же. Когда реальность проявляется как Творец, Хранитель и Разрушитель, мы называем Ее Шакти; когда Она бездействует, мы называем Ее Брахманом. Но на самом деле это одно и то же— Неделимое. Огонь, естественно, доводит до ума свою силу, чтобы сжечь; и мысль о горении, естественно, приносит в голову мысль о пожаре. Невозможно думать об одном без другого.

«Поэтому я молился Божественной Матери: «О Мать! Хазра пытается расстроить взгляды этого места. («Это место» относится к самому Учителю.) Либо дай ему правильное понимание, либо забери его отсюда». На следующий день он пришел ко мне и сказал: «Да, я согласен с вами». Он сказал, что Бог существует везде как Всепроникающее Сознание".

БХАВАНАТХ (улыбается): «Разве то, что сказал Хазра, действительно заставило тебя так страдать?»

УЧИТЕЛЬ: «Видишь ли, у меня сейчас другое настроение. Я не могу кричать и вести жаркие дискуссии с людьми. У меня сейчас нет настроения спорить и ссориться с Хазрой. Хридай сказал мне в садовом доме Джаду Маллика» , "Дядя, ты не хочешь держать меня с собой?" 12 «Нет, - сказал я, - у меня больше нет настроения вступать в жаркие споры с тобой».

«Что такое знание и что такое невежество? Человек не знает, пока он чувствует, что Бог далеко. У него есть знание, когда он знает, что Бог здесь и везде».

«Когда человек обладает истинным знанием, он чувствует, что все наполнено сознанием. В Камарпукуре я обычно разговаривал с Шибу (Шиварамом, племянником Учителя), которому тогда было четыре или пять лет. Когда грохотали тучи и сверкали молнии, Сибу говорил мне: "вот, дядя! Они снова зажигают спички!(Все смеются. Однажды я заметил, как он сам гоняется за кузнечиками. Листья шелестели на ближайших деревьях. - Тише! Тише!- он сказал листьям. - Я хочу поймать кузнечиков. Он был ребенком и видел все пульсирует сознание. Нельзя познать Бога без веры, которая не знает лукавства, без простой веры ребенка.

«Ах, какое душевное состояние я пережил! Однажды что-то укусило меня, когда я сидел в траве. Я боялся, что это могла быть змея, и я не знал, что делать. Я слышал, что если змея снова кусает вас сразу же после первого укуса и забирает свой собственный яд. Я сразу же решил открыть дыру, чтобы позволить змее снова укусить меня. Пока я искал, один человек сказал мне: Что делаешь?' Выслушав мою историю, он сказал: «Но змея должна кусать то же самое место, которое она укусила раньше». После этого я ушел, возможно, меня укусил скорпион или какое-то другое насекомое.

«Я слышал от Рамлала, что осенний холод полезен для здоровья. Рамлал процитировал стих, чтобы поддержать его. Однажды, возвращаясь из Калькутты в коляске, я высунул голову из окна, чтобы я мог успокойся. Тогда я заболел ". (Все смеются.)

Шри Рамакришна вошел в свою комнату и сел. Его ноги были немного опухшими. Он попросил преданных ощупать его ноги и посмотреть, нет ли на нихследов пальцев ямочек. Ямочки появились при нажатии, но преданные сказали, что это ничего.

Учитель ( Бхаванатхе ): «Пожалуйста, попроси Махендру из Синти увидеть меня. Я почувствую себя лучше, если он меня успокоит».

Бхаванатх ( с улыбкой ): «Вы очень верите в медицину. Но у нас их не так много».

Учитель: «Именно Бог, как врач, назначает лекарство. Именно Он в одной форме стал врачом. Доктор Гангапрасад попросил меня не пить воду ночью. Я расценил его высказывание как слова Веды. Я смотрю на него как на небесного врача ".

Хазра вошел в комнату и сел. Учитель немного поговорил о разных вещах, а затем сказал Хазре: «Видите ли, многие люди были вчера в доме Рама. Виджей, Кедар и другие были там. Но почему я так сильно взволнован при виде Нарендры? Я нашел что Кедар принадлежал царству божественного опьянения".

В настоящее время прибыл Нарендра, и Шри Рамакришна был чрезвычайно счастлив. Нарендра приветствовал Учителя и начал говорить с Бхаванатхом и другими в комнате. М. сидел рядом. Длинный коврик был расстелен на полу. Во время разговора Нарендра лежал на животе. Учитель посмотрел на него и внезапно вошел в самадхи. Он сидел на спине Нарендры в экстазе.

Бхаванатх пел:

О Мать, вечно блаженная, как Ты,
Не лишай своего бесполезного дитя блаженства!...

Шри Рамакришна сошел с уровня самадхи. Он спел:

Повторите, о ум, священное имя моей Матери Дурги!
О Гаури! О Нараяни! Тебе я кланяюсь.
Ты день, о Мать! Ты - сумерки и ночь.
Как Рама, Ты натягиваешь лук, как Кришна, Ты играешь на флейте;
Как Кали все ужасно, Ты заставила замолчать Шиву, Господа Твоего.
Десять воплощений13 Божественной Шакти Ты,
и Ты десять Аватаров: на этот раз спаси меня, Ты должна!
Яшода поклонялась Тебе цветами и листьями бильвы,
и Ты благословила ее, положив на руки Кришну, Младенца.
Где бы я ни жил, о Мать, в лесу или в роще,
Пусть мой разум днем ​​и ночью пребывает у Твоих Лотосных Стоп;
В конце концов, умру ли я естественной или внезапной смертью,
о мой язык может повторить имя Дурги в конце!
Ты можешь отпустить меня, Мама, но куда мне идти?
Скажи мне, Мама, где еще мне услышать такое сладкое имя?
Ты можешь даже сказать мне: "Отойди в сторону! Уходи!"
И все же я буду цепляться за Тебя, о Дурга! За Твои ноги
Как Твои браслеты, я буду цепляться, издавая их звенящий звук.
Когда, о Мать, Ты будешь сидеть рядом с могущественным Шивой,
Тогда я буду плакать с Твоих ног: «Победа Шиве!»
Мать, когда как коршун14 Ты паришь в небе,
Там, под водой, как гольян, я буду плавать;
На меня Ты нападаешь и пронзишь меня своими когтями.
Таким образом, когда дыхание жизни покидает меня в Твоей власти,
Не отказывай мне в убежище Твоих Лотосных Стоп!
От рабства мира освободи меня, о Супруга Абсолюта!
Твои две ноги - моя лодка, чтобы пересечь темное море этого мира.
Ты - небо и земля, и Ты - мир преисподней;
От Тебя родились двенадцать Гопал, Хари и Брахма.
Тот, кто идет по пути, повторяет: «Дурга! Дурга!»
Сам Шива защищает своим всемогущим трезубцем.

Хазра сидел на северо-восточной веранде, перебирая четки. Учитель подошел и сел перед ним, взяв четки в свои руки.

Учитель (Хазре): «Видишь ли, я не могу использовать четки. Нет, возможно, я могу. Да, я могу левой рукой. Но я не могу повторить имя Бога с ним».

С этими словами Шри Рамакришна попытался совершить небольшую джапу. Но вряд ли он начал, когда он вошел в самадхи. Он долго сидел в таком состоянии, все еще держа четки в руке. Преданные с удивлением смотрели на него. Хазра также наблюдал за Учителем, не говоря ни слова. Через долгое время Шри Рамакришна пришел в сознание внешнего мира и сказал, что он голоден. Он часто говорил такие вещи, чтобы привести свой разум в нормальное состояние. М. было собирался принести что-нибудь для него, чтобы поесть. Учитель сказал: «Нет, я сначала пойду в храм Кали».

Он прошел через цементный двор к храму Кали. По дороге он со сложенными руками поклонился двенадцати храмам Шивы. Слева был храм Радхаканты. Он пошел туда первым и поклонился перед изображением. Затем он вошел в храм Кали и приветствовал Мать. Сидя на ковре, он предлагал цветы у святых ног Матери. Он также положил цветок на свою голову. Вернувшись из храма, он попросил Бхаванатху принести зеленый кокос, предлагаемый в храме, и чаранамриту. Вернувшись в свою комнату в сопровождении М. и Бхаванатхи, он приветствовал Хазру, который в смятении закричал: «Что вы делаете, сэр? Что это?» Учитель сказал: «Почему ты должен говорить, что это неправильно?» Хазра часто спорил с Учителем, заявляя, что Бог обитает во всех существах и что каждый может достичь Брахмаджнаны через садхану.У него было преувеличенное представление о его собственном духовном прогрессе.

Было около полудня. Гонг и колокола объявили о поклонении и приношении в различных храмах. Брахманы, вайшнавы и нищие пошли в гостевой дом, чтобы пообедать. Преданные Учителя также должны были принять участие в священных приношениях. Он попросил их пойти в гостевой дом. Нарендре он сказал: «Не поешь ли ты в моей комнате? Хорошо. Нарендра и я будем есть здесь». Бхаванатх, Бабурам М. и другие преданные пошли в гостевой дом.

После еды Шри Рамакришна отдохнул несколько минут. Преданные на веранде вели легкий разговор. Вскоре он присоединился к ним и был счастлив в их компании. Было около двух часов. Все они все еще сидели на веранде, когда Бхаванатха внезапно появился в одежде брахмачари, одетой в охристую одежду, с камандалу в руке, его лицо сияло улыбками.

Учитель (с улыбкой): «Это его внутреннее чувство. Поэтому он оделся как брахмачари».

НАРЕНДРА: «Он надел наряд брахмачари; позволь мне надеть наряд поклоняющегося тантрикам».

ХАЗРА: «Тогда тебе придется следовать ритуалам Тантры с женщинами, вином и так далее».

Шри Рамакришна не поддерживал разговор. Действительно, он высмеивал это.

Внезапно Учитель начал танцевать в экстатическом настроении. Он спел:

Мать, Ты больше не можешь обмануть меня,
потому что я видел Твои багровые Лотосные Стопы. , , ,

Учитель сказал: «Ах, как чудесно Раджнараян поет о Божественной Матери! Он так поет и танцует. Музыка Накура Ачарьи в Камарпукуре также прекрасна. Ах, как прекрасны его пение и танцы!

Садху пребывал в Панчавати. Но он был вспыльчивым человеком, он ругал и проклинал всех. Он пришел в комнату Учителя в деревянных сандалиях и спросил Учителя: «Могу ли я получить здесь огонь?» Шри Рамакришна приветствовал его и долго стоял со сложенными руками когда он оставался в комнате.

Когда он ушел, Бхаванатх со смехом сказал Учителю: «Какое большое уважение вы проявили к садху!»

Учитель ( улыбаясь)): «Видите ли, он тоже Нараяна, хотя и полон тамаса. Именно так следует угодить людям, у которых избыток тамаса. Кроме того, он садху».

Преданные были заняты игрой в голакдхам.15 Хазра присоединился к ним. Учитель стоял рядом, наблюдая за их игрой. М. и Кишори достигли «небес». Шри Рамакришна поклонился им и сказал: «Благословенны вы, два брата». Он сказал М. в сторону: «Не играй больше». Хазра попал в "ад". Учитель сказал: «Что случилось с Хазрой? Снова!» Как только Хазра выбрался из «ада», он снова попал в него. Все разразились смехом. Лату, при первом броске костей, отправился на «небеса» с «земли». Он начал прыгать от радости. "Посмотри на радость Лату!" сказал Учитель. «Ему было бы ужасно грустно, если бы он не достиг этого. (Помимо преданных) Это тоже имеет значение. Хазра настолько тщеславен, что думает, что одержит победу над всеми, даже в этой игре. Это закон Божий, что Он никогда не унижает праведника. Такой человек повсюду побеждает ».

Шри Рамакришна сидел на маленькой кушетке в своей комнате. Нарендра, Бабурам, Бхаванатха и М. сидели на полу. Нарендра ссылался на различные религиозные секты - гошпара, панчанами и другие. Шри Рамакришна описал их взгляды и осудил их аморальные практики. Он сказал, что они не могут следовать правильному пути духовной дисциплины, но наслаждаются чувственными удовольствиями во имя религии.

Учитель (для Нарендры): «Вам не нужно прислушиваться к этим вещам. Бхайравы и бхайрави секты тантриков также следуют этой дисциплине. В то время как в Бенаресе меня отправили в один из их мистических кругов. У каждого бхайравы был бхайрави с ним. Попросили выпить освященное вино, но я сказал, что не могу прикоснуться к вину. Они его выпили. Я думал, что, возможно, тогда они будут практиковать медитацию и джапу. Но ничего подобного. Они начали танцевать. Я боялся, что они могут упасть в Ганг: круг был создан на его берегу. Для мужа и жены очень почетно взять на себя роль бхайравы и бхайрави.

(Нарендре и остальным.) Позволь мне сказать тебе вот что. Я считаю женщину своей матерью, я считаю себя ее сыном. Это очень чистое отношение. В этом нет никакой опасности. Смотреть на женщину как на сестру тоже неплохо. Но принять позу "героя", смотреть на женщину как на свою любовницу-самая трудная дисциплина. Отец Тарака следовал этой дисциплине. Это очень трудно. В этой форме садханы нельзя всегда сохранять правильное отношение.

 Есть разные пути к Богу. Каждый вид-это путь. Это все равно что добираться до храма Кали разными дорогами. Но надо сказать, что некоторые пути чистые и грязные. Хорошо идти по чистому пути.

«Множество взглядов, много путей - и я видел их всех. Но я больше не наслаждаюсь ими; они все ссорятся.

«Здесь больше никого нет, а вы - мой собственный народ. Позвольте мне кое-что вам сказать. Я пришел к окончательному осознанию того, что Бог - это Целое, и я - часть Его, что Бог - Он Хозяин, а я - его слуга». Более того, время от времени я думаю, что Он - это я, а я - Он».

Преданные слушали эти слова в глубоком молчании.

Бхаванатх (смиренно): "Я чувствую беспокойство, если у меня с кем-то недопонимание. Я чувствую, что в таком случае я не могу любить всех."

УЧИТЕЛЬ: «Попробуйте с самого начала поговорить с ним и установить с ним дружеские отношения. Если вы потерпите неудачу, несмотря на ваши усилия, тогда не думайте об этом больше. Прими прибежище у Бога. Медитируйте на него. Нет смысла отказываться от Бога и впадать в депрессию, думая о других."

Бхаванатх: «Великие души, такие как Христос и Чайтанья, наставляли нас любить всех существ».

УЧИТЕЛЬ: «Любить надо, потому что Бог обитает во всех существах. Но приветствуй злого человека на расстоянии. Ты говоришь о Чайтанье? Он также использовал, чтобы сдерживать свои духовные чувства в присутствии людей, не сочувствующих. В доме Шриваса он выставил свекровь из комнаты и вытащил за волосы."

Бхаванатх: «Это сделал не он, а другие».

Учитель: «Могли ли другие сделать это без его одобрения? Что можно сделать? Допустим, человек не может заставить другого полюбить его; он должен беспокоиться об этом днем и ночью?  Должен ли я тратить свой ум, который должен быть отдан Богу, на бесполезные вещи? Я говорю: «О Мать, я не хочу Нарендру, Бхаванатха, Ракхала или кого-либо еще. Я ищу Тебя одну. Что мне делать с человеком?»

Когда Блаженная Мать придет в мой дом, сколько Чанди я услышу!
Сколько монахов придет сюда, и сколько йогов с спутанными волосами!

«Когда я достигну Бога, я достигну всего. Я отказался от золота и серебра, сказав:« Рупия - это глина, а глина - это рупия; золото - это глина, и глина - это золото». Этими словами я бросал золото, серебро и глину в Гангу, а затем испугался мысли, что Мать Лакшми может рассердиться на меня, потому что я относился к Ее богатству с презрением, что Она могла даже прекратить мою еду. Поэтому я молился Божественной Матери: «О Мать, я хочу Тебя и ничего больше». Я знал, что, осознав Ее, я должен получить все».

БХАВАНАТ (улыбается): «Это проницательный расчет делового человека».

УЧИТЕЛЬ ( улыбается): «Да, это так. Однажды Господь был доволен неким преданным. Он предстал перед ним и сказал:« Я очень доволен вашей аскезой. Проси у Меня благо». Преданный сказал: О Господь, если ты достаточно милостив, чтобы дать мне милость, тогда, пожалуйста, позволь мне есть с золотых тарелок вместе с моими внуками.- Одно благо охватывало многое-богатство, детей и внуков.(Все смеются.)

Хазра сидел на веранде.

УЧИТЕЛЬ: «Ты знаешь, чего хочет Хазра? Он хочет денег. Его семья в беде; у него есть долги. Он думает, что Бог даст ему деньги, потому что он посвящает себя джапе и медитации».

ПРЕДАННЫЙ: «Разве Бог не может исполнить желание преданного?»

УЧИТЕЛЬ: «Если это его сладкая воля. Но Бог не берет на себя всю ответственность за преданного, если преданный не опьянен экстатической любовью к Нему. На пиру только ребенка берут за руку и усаживают на его место. Кто так поступает с пожилыми людьми? Только когда человек настолько много думает о Боге, что не может позаботиться о себе, Бог берет на себя ответственность. Хазра не интересуется своей семьей. - Пожалуйста, попроси отца вернуться домой. Мы ничего не будем у него просить. От этих слов у меня на глазах выступили слезы. Мать Хазры сказала Рамлалу: "Пожалуйста, спроси Пратапа (Хазру.) прийти домой только один раз. И спроси своего дядю (Учителя) просить его вернуться домой.- Я рассказал ему об этом, но он меня не послушал.

«Нужно ли шутить с матерью? Прежде чем стать санньяси, Чайтаньядева усердно работал, чтобы убедить свою мать позволить ему отречься от дома. Мать Сачи сказала, что она убьет Кешаба Бхарати.16 Чайтаньядева сделал все возможное, чтобы убедить ее. Он сказал: «Мама, я не отрекусь от дома, если ты не позволишь мне. Но если вы заставите меня вести жизнь домохозяина, я умру. И, мама, даже если я уйду как санньяси, ты сможешь увидеть меня, когда захочешь. Я останусь рядом с тобой. Я буду видеть вас время от времени. Только когда Чайтанья объяснил ей это, она дала свое разрешение. Нарада не мог пойти в лес, чтобы практиковать аскезу, пока его мать была жива. Он должен был заботиться о ней. После ее смерти он ушел, чтобы осознать Бога.

«Когда я отправился во Вриндаван, у меня не было никакого желания возвращаться в Калькутту. Все было устроено, что я должен жить с Генгамай. (Великая женщина, святая Вриндавана..) Все было улажено. Моя кровать должна была быть с одной стороны, а кровать Гангамы-с другой. Я решил не возвращаться в Калькутту. Я сказал себе: "как долго я должен есть пищу кайварты?17 'Нет', сказал Хридай мне, мы поедем в Калькутту. Он потянул меня за одну руку, а Гангама - за другую. Я почувствовал сильное желание жить во Вриндаване. Но тут я вспомнил о матери. Это полностью изменило все. Она была стара. Я сказал себе: "моя преданность Богу улетучится, если мне придется беспокоиться о матери. Я бы предпочел жить с ней. Тогда я обрету покой ума и смогу медитировать на Бога.'».

(Нарендре) «Почему бы тебе не сказать несколько слов Хазре о возвращении домой? На днях он сказал мне:«Да, я пойду домой и останусь там три дня». Но теперь он забыл все об этом.

(Преданным) " мы говорили о грязных вещах-Гхошпаре и тому подобных вещах. Говинда! Говинда! Говинда! А теперь повторяй имя Хари. Пусть будет блюдо рисового пудинга и сладостей после обычной чечевицы."

Нарендра начал петь:

Прикрепи свой разум, о человек, к Первичному Пуруше,
Который является Причиной Всех причин,
Нержавеющей, Истины, не имеющей начала.
Как Прана Он пронизывает бесконечную вселенную;
Человек веры созерцает Его,
Живого, блистательного, Корень Всего.
Вне чувств, вечного, Сущности Сознания,
Он сияет в пещере сердца,
Украшенной Святостью, Мудростью и Любовью;
Размышляя о Нем, человек освобождается от горя.

Лица всегда безмятежного,
Неиссякаемый Океан Добродетели,
Никто не может постичь Его глубины; все же свободно, по Своей благодати,
Он открывает Себя
тем, кто приходит к Нему за прибежищем,
Милостивый, потому что они беспомощны, и Он - Всепрощающий,
Податель счастья,
Готовая Помощь в море нашего горя.

Непоколебимо справедливо, даря плоды наших дел, хороших и злых,
И все же Он - Источник Сострадания,
Океан Милосердия, наполненный Любовью;
Даже услышать о Его славе наполняет глаза слезами.
Взгляни на Его лицо и будь благословен:
Твое сердце жаждет Его, о человек!
Яркий с невыразимой красотой, несравненный и без пятен,
Никакие слова не могут описать Его;
Будь как нищий перед Его воротами
И поклоняйся Ему день и ночь, прося Его о Его милости.

Он снова спел:

На небосводе Мудрости полнолуние Любви поднимается,
И поток Любви, в бушующих волнах, течет повсюду.
Господи, как же Ты полон блаженства! Победа Тебе!

На каждой стороне сияют преданные, как звезды вокруг луны;
Их друг, Господь Милосердный, радостно играет с ними.
Вот! врата рая сегодня широко открыты...

Шри Рамакришна танцевал в кругу. Преданные присоединились к нему. Они все пели и танцевали. Их блаженство было неописуемым. Учитель пел о Божественной Матери:

Вот моя Мать играет с Шивой, погруженная в экстаз радости! , , ,

Шри Рамакришна был очень доволен, потому что М. присоединился к музыке. По его словам , М., с улыбкой, «Атмосфера была бы более интенсивной с божественным пылом, если барабан сопровождал музыку и играл: 'Tak tak ta dhina! Dak dak da dhina!'"

Наступили сумерки, когда киртан был закончен.


Среда, 1 октября 1884 г.

Шри Рамакришна отправился из Дакшинешвара в дом Адхара в Калькутте. Нараян и Гангадхар были с ним. В карете в восторженном настроении он сказал: «Считаю ли я четки? Как постыдно это будет! Этот символ Шивы возник из недр земли; он создан самими собой, а не руками человека."

Они прибыли в дом Адхара, где собралось много преданных, включая Кедара, Бабурама и Виджая. Вайшнавчаран, музыкант, присутствовал. По приказу Учителя Адхар ежедневно слышал музыку Вайшнавчарана после его возвращения из офиса.

Когда Учитель вошел в гостиную Адхара, преданные встали, чтобы принять его. Кедар и Виджай приветствовали его, и Учитель попросил Нараяна и Бабурама приветствовать Кедара и Виджая. Он попросил Кедара и Виджая благословить Нараяна и Бабурама, чтобы они могли иметь преданность Богу. Указывая на Нараяна, он сказал: «Он совершенно бесхитростен». Глаза преданных были устремлены на двух мальчиков.

Учитель (Кедару и другим преданным): «Хорошо, что я встретил вас всех здесь; в противном случае, возможно, вы пришли бы в храм Кали, чтобы увидеть меня. Однако по воле Божьей мы встретились здесь."

КЕДАР ( со сложенными руками ): «Воля Божья! Это все твоя воля».

Шри Рамакришна улыбнулся. Вайшнавчаран начал киртан о Радхе и Кришне. Когда музыка приближалась к концу, с объединением Радхи и Кришны, Учитель начал танцевать с восторженным рвением. Преданные танцевали и пели вокруг него. После музыки они все сели. Учитель сказал Виджаю, обращаясь к Вайшнавчарану: «Он очень хорошо поет». Он попросил музыканта спеть песню о Шри Чайтанье, начиная со строки: «Прекрасная Гауранга, юная танцовщица, прекрасная, как расплавленное золото».

Когда песня закончилась, Учитель спросил Виджая: "Как тебе понравилось?"

ВИДЖАЙ: "Замечательно".

Шри Рамакришна также спел песню о Шри Чайтанье, к которому присоединился М. Затем Вайшнавчаран спел еще одну песню:

О моя флейта, спой имя Хари!
Вы не можете познать высшую Истину
без милости Господа Хари.
Его имя устраняет наше горькое горе;
Повторите имя Хари, затем
повторите Святое Имя Шри Кришны!

Если Он дарует мне Свою благодать, Я
больше не буду бояться
этого недружественного мира;
Спой тогда имя Господа Хари, моя флейта!
Наше единственное сокровище - Его имя.

Говинда говорит: вот, дни мои
проходят напрасно;
В глубоком и безбрежном море мира,
О, не дай мне утонуть!

Вайшнавчаран снова спел, на этот раз о Матери Дурге:

О язык, всегда повторяй имя Матери Дурги;
Кто, кроме твоей Матери Дурги, спасет тебя в беде? ...

Учитель и музыкант снова и снова пели следующие строки из песни:

Движущееся и неподвижное, грубое и тонкое - Ты;
Творение и сохранение - это Ты, и последний распад.
Ты Изначальный Корень этой многообразной вселенной;
Мать трех миров, их единственный Спаситель, Ты;
Ты Шакти всего, и Ты тоже Шакти.

Кедар и несколько преданных встали. Они собирались вернуться домой. Кедар приветствовал Учителя и попрощался с ним.

Учитель: «Должны ли вы уйти, не попрощавшись с Адхаром? Разве это не было бы оскорблением?»

КЕДАР: «Когда Бог доволен, мир доволен». Вы остаетесь, так что в некотором смысле мы все остаемся. Я не очень хорошо себя чувствую. Кроме того, я немного нервничаю из-за своих социальных условностей.18 Однажды, прежде чем у меня возникли проблемы с нашей общиной».

ВИДЖАЙ (указывая на Учителя): «Должны ли мы уйти и оставить его здесь?»

В это время вошел Адхар, чтобы отвести Мастера в столовую, так как обед был готов. Шри Рамакришна встал и сказал, обращаясь к Кедару и Виджаю: Пойти со мной. Они последовали за ним и приняли участие в обеде вместе с другими преданными.

После обеда все они вернулись в гостиную, где преданные сидели вокруг Учителя. Кедар сказал ему, сложив руки:« Пожалуйста, прости меня за то, что не решался поесть здесь». Возможно, ему пришла в голову мысль, что ему не следовало колебаться, так как сам Учитель не стеснялся есть в доме Адхара.

Кедар работал в Дакке. Многие преданные приносили ему подношения сладостей и другой пищи. Ссылаясь на это, Кедар сказал Учителю: «Люди хотят дать мне еду. Что мне делать? Господи, какова твоя команда в этом вопросе?»

УЧИТЕЛЬ: «Можно есть пищу даже от неприкасаемого, если неприкасаемый является преданным Бога. Проведя семь лет в состоянии опьянения Богом в Дакшинешваре, я посетил Камарпукур. О, в каком состоянии я был тогда? Даже проститутка кормила меня своими руками. Но я не могу сейчас этого допустить».

Кедар собирался уйти.

КЕДАР (тихим голосом): «Господи, пожалуйста, передай мне силу. Многие люди приходят ко мне. Что я знаю?»

УЧИТЕЛЬ: «Все будет хорошо. Человек хорошо ладит, если искренне предан Богу».

Йогендра, редактор бенгальской газеты «Бангаваси», вошел в комнату. Разговор перешел к Личному Богу и Богу без формы.

УЧИТЕЛЬ: «У Бога есть форма; опять же, Он бесформенный. Сколько у Него аспектов! Мы не можем постичь Его. Почему мы должны говорить, что Бог не имеет формы?»

Йогендра: «Это одна удивительная вещь в Брахмо Самадж. Там даже мальчик двенадцати лет видит Бога бесформенным. Члены Ади Самадж (Ветвь Брахмо Самаджа) не очень сильно возражают против Бога с формой. Они могут посещать ритуальные богослужения, если это происходит в респектабельных семьях ».

УЧИТЕЛЬ ( улыбается): "Как хорошо он это выразил! Даже мальчик видит бесформенного Бога!"

АДХАР: «Шиванатх Бабу не верит в формы Бога».

Виджай: «Это его ошибка. (Указывая на Учителя). Как он говорит, хамелеон принимает разные цвета - теперь этот цвет, теперь этот. Только человек, живущий под деревом, знает истинный цвет животного».

Во время медитации я увидел изображения богов написаны на холсте. Сколько богов! Сколько разных вещей они сказали! Я сказал себе: «Я пойду к Учителю. Он мне все это объяснит».

УЧИТЕЛЬ:«Вы правильно видели».

КЕДАР: «Бог принимает формы ради Своих преданных. Благодаря экстатической любви преданный видит Бога в форме. У Дхрувы было видение Господа. Он сказал:« Почему бы тебе не переместить свои сережки?» Господь сказал: «Они сдвинутся, если ты их двинешь».

УЧИТЕЛЬ: «Нужно принять все: Бога с формой и Бога без формы. Во время медитации в храме Кали я заметил Рамани, проститутку. Я сказал:«Мать, Я вижу, что Ты тоже в этой форме. Поэтому я говорю, что нужно принять все. Человек не знает, когда или как Бог откроет Себя".

Учитель спел:

К нам пришел нищий, вечно погруженный в божественные настроения...

Виджай: «Бог обладает безграничной силой. Разве Он не может открыть Себя в любой форме, которую Он выберет? Человек - пылинка, и он осмеливается прийти к выводу о Боге. Как удивительно!»

УЧИТЕЛЬ: "Человек читает немного Гиты, Бхагаваты или Веданты и думает, что он все понял. Однажды муравей забрался на сахарный холм. Одно зернышко сахара заполнило его желудок, и он возвращался домой с другим зернышком во рту. По дороге он сказал себе: "в следующий раз я принесу домой весь холм.(Все смеются.)



    1. То есть смесь мирских и духовных идеалов. Намек на практику хранения патоки в глиняной банке с небольшим отверстием на дне; водянистая часть медленно вытекает, и внутри образуются кристаллы.
    2. Намек на медитацию Брахмо над Богом.
    3. Восьмой день любой половины лунного месяца, благоприятный день для последователей Тантры.
   4. То есть стремящийся сначала отрицает мир из-за того, что он не является Богом; но после божественного осознания он принимает тот же мир, что и проявление Самого Бога.
    5. Вода, в которой омывается образ Божества; это считается очень священным.
    6. То есть Нарендра был внимателен как к миру, так и к духовной жизни.
    7. Учитель имел в виду свое посвящение в ислам.
    8. Мусульмане обычно наслаждаются луком, который запрещен для ортодоксальных браминов.
    9. Черный - цвет лица Кали.
    10. Шива, Абсолют.
    11. Супруга короля Гималаев и матери Умы.
    12. Хридай, племянник Учителя, заботился о нем много лет. Во время последней части его пребывания в Дакшинешваре он жестоко обращался с Учителем и часто говорил с ним грубо. Наконец он вызвал недовольство властей храма. Его выгнали, и ему снова не разрешили ступить в храмовый сад.
    13. Махавидьи, или Силы, Божественной Матери.
    14. Согласно индуистской мифологии, Божественная Мать когда-то приняла форму птицы, похожей на коршуна.
    15. Игра, в которой игрок пытается попасть на «небеса», проходя через разные «планы»; но на каждом ложном шаге он попадает в определенный «ад».
    16. Гуру, который посвятил Чайтанью в монашескую жизнь.
    17. Ссылка на владельцев храма Дакшинешвар, которые принадлежали к касте рыбаков, считаются низкими в индуистском обществе.
    18. Адхар принадлежал к низшей касте. Кедар, брамин, не мог обедать с ним или есть в его доме.


Оглавление


На главную