30. УЧИТЕЛЬ В РАЗЛИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ

 

 

Четверг, 2 октября 1884 г.

 

Шри Рамакришна сидел в своей комнате в Дакшинешваре. Лату, Рамлал, Хариш и Хазра жили с ним в саду храма. Бабурам провел день или два с ним время от времени.

 

Манилал Маллик, Прия Мукерджи и его родственник Хари, бородатый преданный Брахмо из Сибпура и несколько преданных марвари из Калькутты находились в комнате Учителя. Манилал был старым членом Брахмо Самадж.

 

УЧИТЕЛЬ (Маниле и остальным): «Мудро приветствовать человека мысленно. Зачем нужно касаться его ног? Ментальное приветствие никого не смущает».

 

«Положение о том, что одна моя религия верна, а все другие религии ложны, нехорошо. Я вижу, что Сам Бог стал всем этим: людьми, образами и шалаграмой. Я вижу одного во всех них; я не вижу двух. Я вижу только единое.

 

«Многие люди думают, что только их мнение правильно, а мнения других ошибочны; что они одни выиграли, а другие проиграли. Но человек, который пошел вперед, может быть задержан каким-нибудь небольшим препятствием, и кто-то, кто отстал, может тогда опередить его. В игре голакдхама можно много продвинуться вперед, но все же каким-то образом часть может не достичь цели.

 

«Триумф или поражение в руках Бога. Мы не можем понять Его пути. Вы, должно быть, заметили, что зеленый кокос остается высоко на дереве и подвергается воздействию солнца, но его молоко все еще прохладно. С другой стороны, «панипхал» (Вид водного фрукта.) Остается в воде, но когда его едят, он нагревает тело.

 

«Посмотрите на тело человека. Голова - это корень, и он наверху».

 

Манилал: «Что тогда является нашим долгом?»

 

УЧИТЕЛЬ: «Чтобы как-то остаться единым с Богом. Есть два пути: карма-йога и мано-йога. Домохозяева практикуют йогу через карму, исполнение долга. Есть четыре стадии жизни: брахмачарья, гархастхья, ванапрастха и саньяса. Санньяси должны отказаться от тех карм, которые совершаются с особыми целями; но они должны совершать ежедневные обязательные кармы, отказываясь от всякого желания результатов. Санньяси соединены с Богом такими кармами, как принятие посоха, получение милостыни, паломничество, совершение поклонения и джапы.»

 

«Неважно, каким видом деятельности вы занимаетесь. Вы можете соединяться с Богом через любое действие, при условии, что, выполняя его, вы отказываетесь от всякого стремления к его результату.»

 

«Есть другой путь: мано-йога. Йог, практикующий эту дисциплину, не показывает никакого внешнего признака. Он внутренне соединен с Богом. Возьмите, например, Джадабхарату и Шукадеву. Есть много других йогов этого класса, но эти двое хорошо известны. Они не бреют ни волосы, ни бороду.

 

«Все действия прекращаются, когда человек достигает стадии парамахамсы. Он всегда помнит идеал и медитирует над ним. Он всегда соединен с Богом в своем уме. Если он выполняет действие, он должен научить людей».

 

«Человек может быть соединен с Богом либо через действие, либо через внутреннее мышление, но он может узнать все через Бхакти. Через Бхакти человек самопроизвольно переживает кумбхаку. Нервные потоки и дыхание успокаиваются, когда ум сконцентрирован. Опять же, ум концентрируется, когда нервные потоки и дыхание успокаиваются. Тогда буддхи, различающая сила, становится устойчивой. Человек, который достигает этого состояния, сам не осознает этого.

 

«С помощью Бхакти йоги можно достичь всего. Я плакал перед Матерью и молился: «О Мать, пожалуйста, скажи мне, пожалуйста, расскажи мне, что йоги осознали через йогу, а Джняни - через различение». И Мать открыла мне все. Она открывает все, если преданный плачет Ей с тоскующим сердцем. Она показала мне все, что есть в Ведах, Веданте, Пуранах и Тантре».

 

Манилал: «А как насчет хатха-йоги?»

 

УЧИТЕЛЬ : «Хатха-йоги отождествляют себя со своими телами. Они практикуют внутреннюю омовение и подобные дисциплины и посвящают себя только заботе о теле. Их идеалом является увеличение продолжительности жизни. Они служат телу днем и ночью. Это нехорошо».

 

«Каков твой долг? Ты должен мысленно отречься от «женщины и золота». Ты не можешь смотреть на мир как на птичий помет.

 

«Госвами - это домохозяева. Поэтому я сказал им: «У вас есть свои обязанности в храме; как вы можете отречься от мира? Вы не можете объяснить мир как майю».

 

«Чайтаньядева сказал, что обязанностями домохозяев были доброта к живым существам, служение вайшнавам и воспевание святого имени Бога».

 

«Кешаб Сен однажды сказал обо мне: «Теперь он просит нас держаться и за Бога, и за мир. Но однажды он будет жалить нас». Нет, это неправда. Почему я должен жалить? "

 

Мани Маллик: "Но, сэр, вы делаете."

 

УЧИТЕЛЬ (улыбается): «Как так? Ты домохозяин. Зачем тебе отказываться?

 

«Но отречение от мира необходимо для тех, кого Бог хочет, чтобы они были учителями людей. Тот, кто является ачарьей, должен отказаться от «женщины и золота»; в противном случае люди не примут его совет. Ему недостаточно отречься только мысленно; он должен также отречься от внешнего мира. Только тогда его учение принесет свои плоды. В противном случае люди подумают: «Хотя он просит нас отказаться от «женщины и золота», он сам наслаждается ими тайно».

 

«Врач прописал пациенту лекарство и сказал ему: «Приходи на другой день, и я дам тебе указания о диете». В тот день у врача было несколько баночек патоки в его комнате. Пациент жил очень далеко. Позже он пришел к врачу, и врач сказал ему: «Будь осторожен с едой. Тебе не стоит есть патоку». После того, как пациент ушел, другой человек, который находился там, сказал врачу: «Почему вы дали ему проблему, прийти сюда снова? Вы вполне могли бы дать ему инструкции в первый день». Врач ответил с улыбкой: «Есть причина. В тот день у меня в комнате было несколько банок патоки. Если бы я попросил пациента отказаться от патоки, он бы не поверил в мои слова, подумав: «У него так много банок патоки в его комнате, он должно быть съедает часть их. Тогда патока не может быть такой плохой. «Сегодня я спрятал банки. Теперь он поверит в мои слова».

 

«Я видел ачарью Ади Брахмо Самаджа. Я понимаю, что он женился во второй или третий раз. У него взрослые дети. И такие люди - учителя! Если они скажут: «Бог реален, а все остальное иллюзорно». «Кто им поверит? Вы можете очень хорошо понять, кто будет их учениками.

 

«Как Учитель, так и ученик. Даже если санньяси мысленно отрекается от «женщины и золота», но живет с ними внешне, он не может быть учителем людей. Люди скажут, что он тайно наслаждается «патокой».

 

«Однажды Махендра Кавирадж из Синтхи дал Рамлалу пять рупий. Я не знал об этом. Когда Рамлал рассказал мне о деньгах, я спросил его: «Кому были даны деньги?» Он сказал, что это для меня. Сначала я подумал, что должен использовать это, чтобы заплатить то, что я должен за свое молоко. Но поверите ли вы мне? Я вздремнул немного, когда внезапно проснулся, корчась от боли, как будто кошка царапала мне грудь. Я пошел к Рамлалу и снова спросил его: «Деньги были даны для вашей тети?» (Святая Мать, его жена.) «Нет», ответил Рамлал. Тогда я сказал ему: «Иди немедленно и верни деньги». Рамлал вернул их на следующий день.

 

«Знаете ли вы, как выглядит санньяси, чтобы принимать деньги или быть привязанным к объекту искушения? Как будто вдова брамина, которая практиковала воздержание и много лет жила на простом вареном рисе, овощах и молоке, внезапно оказалась принять неприкасаемого как своего любовника. (Все выглядят ошеломленными.)

 

«В нашей части страны была женщина из низшей касты по имени Бхаги Тели. У нее было много учеников и преданных. Обнаружив, что она, шудра, приветствовалась людьми, хозяин стал ревновать и привлек злого мужчину, чтобы соблазнить ее. Ему удалось развратить ее, и все ее духовные практики ни к чему не привели. Падший санньяси такой.

 

«Вы ведете жизнь домохозяев. Вам необходимо жить в обществе святых людей. Прежде всего, в обществе святых людей, затем шраддха, вера в Бога.

 

«Как люди могут иметь почтение и веру в Бога, если святые люди не поют Его имя и славу? Люди уважают человека, если знают, что в его семье были царские служители в течение трех поколений.

 

(к М.) «Даже если человек достиг Знания, он все равно должен постоянно практиковать Сознание Бога. Нангта обычно говорил: «Какая польза от полировки снаружи металлического горшка только один день? » Если ты не полируешь это регулярно будет запятнано снова. Мне нужно как-нибудь поехать в твой дом. Если я знаю твой дом, я смогу встретиться там с другими преданными.

 

(к Манилалу) «Мать Кешаба Сена приехала сюда на днях. Молодые парни из ее семьи пели имя Хари. Она обошла их, хлопая в ладоши. Я заметил, что она не сильно страдала от горя по поводу смерти Кешаба. Она соблюдала пост экадаши здесь и перебирала четки. Я был рад видеть ее преданность Богу".

 

Манилал: «Рамкамал Сен, дед Кешаба Бабу, был преданным Бога. Он сидел в роще Туласи и повторял святое имя Бога. Пьяримохан, отец Кешаба, также был вайшнавским преданным».

 

Учитель : «Сын не мог бы быть так предан Богу, если бы отец не был таким. Посмотрите на Виджая. Его отец потерял сознание мира в божественном экстазе, читая Бхагавату. Виджай вряд ли сможет контролировать свои эмоции: пока произнося имя Хари, он иногда встает со своего места. Все формы Бога, которые Виджай видит в наши дни, являются реальными. Говоря о различных аспектах Бога, бесформенных и имеющих форму, Виджай сказал, что Бог иногда появляется с атрибутами, а иногда без атрибутов. Он привел пример хамелеона, который иногда становится красным, иногда синим, иногда зеленым, а иногда остается бесцветным.

 

«Виджай действительно бесхитростен. Нельзя познать Бога, не будучи простодушным и свободомыслящим. Вчера Виджай был в доме Адхара Сена. Он вел себя так, словно это было его собственное место, а те, кто там жил, - его собственный народ. Человек не может быть простодушным и свободомыслящим, если он не свободен от мирского».

 

Затем Учитель  спел:

 

Вы получите это бесценное сокровище, когда ваш ум свободен от пятен...

 

Он продолжил: «Вы не можете сделать горшок без предварительно тщательной подготовки глины. Горшок расколется, если в глине есть частицы или песок или камень. Вот почему горшечник сначала готовит глину, удаляя песок и камни.

 

«Если зеркало покрыто грязью, оно не будет отражать его лицо. Человек не сможет осознать свое истинное Я, если его сердце не будет чистым. Вы найдете бесхитростность везде, где Бог воплощает Себя как человека. Нандагхош, Дашаратха, Васудева - все они были бесхитростны.

 

«Веданта говорит, что человек даже не хочет знать Бога, если у него нет чистого ума. Нельзя быть бесхитростным и либерально настроенным без особой тапасьи или если это не его последнее рождение».

 

Шри Рамакришна волновался, как ребенок, потому что думал, что его ноги слегка опухли. Махендра Кавирадж из Синти вошел в комнату и приветствовал Учителя.

 

УЧИТЕЛЬ ( преданным ): «Вчера я сказал Нарану: «Просто нажми на ногу и посмотри, есть ли ямочка». Он нажал на нее, она появилась. Затем я вздохнул с облегчением. (к Мукерджи) Пожалуйста, нажмите на ногу? Есть ли ямочка? "

 

МУХЕРДЖИ: «Да, сэр».

 

УЧИТЕЛЬ : Ах, какое облегчение!

 

МАНИ МАЛЛИК: «Почему вы должны беспокоиться об этом, сэр? Пожалуйста, примите омовение в реке. Почему вы должны принимать лекарства?»

 

УЧИТЕЛЬ : «Нет, сэр. У вас сильная кровь. У вас другой случай. Божественная Мать поставила меня в состояние ребенка. Однажды меня что-то укусило в джунглях. Я слышал, как люди говорили, что в случае укуса змеи яд выйдет наружу, если змея укусит снова. Поэтому я сунул руку в яму и стал ждать. Проходящий мимо человек сказал мне: «Что ты делаешь? Ты избавишься от яда, только если змея снова укусит в том же месте. Ты не излечишься если змея укусит другую часть твоего тела.

 

«Мне сказали, что осенняя роса хорошая. Однажды, возвращаясь из Калькутты, я высунул голову из кареты и подставил ее сырому воздуху. (Все смеются.)

 

(к Махендре из Синти) «Этот пандит из Синти очень хорош. Он имеет звание за свою стипендию. Он уважает меня. Я сказал ему: «Вы много читали; но оставьте тщеславие, что вы ученый». Это сделало его очень счастливым. Я обсудил с ним Веданту.

 

(к М.) «То, что является Чистым Атманом, не привязано. Майя, или авидья, находится в нем. В майе есть три Гуны: саттва, раджас и тамас. Эти три Гуны существуют в Чистом Атмане. Но сам Атман свободен от них. Если вы бросите голубую таблетку в огонь, вы увидите голубое пламя. Если вы бросите красную таблетку, вы увидите красное пламя. Но у самого огня нет своего цвета.

 

«Если вы положите голубую таблетку в воду, вода станет синей. Опять же, если вы добавите квасцы в эту воду, она вернет свой естественный цвет».

 

«Мясник нес груз мяса, когда он прикоснулся к Шанкаре. Шанкара воскликнул: «Что! Ты прикоснулся ко мне!» Мясник ответил: «Почтенный господин, ни ты, ни я не прикасались к тебе. Вы чистый Атман, ни к чему не привязанный.- Джадабхарата сказал то же самое королю Рахугане.

 

«Чистый Атман не привязан, и его нельзя увидеть. Если соль смешана с водой, соль нельзя увидеть глазами».

 

«То, что является Чистым Атманом, является Великой Причиной, Причиной причины. Грубым, тонким, причинным и Великой Причиной. Пять элементов являются грубыми. Ум, буддхи и эго тонкий. Пракрити, Причина всего этого - Первичная Энергия, Брахман, Чистый Атман, является Причиной причины.

 

Только этот Чистый Атман - наша настоящая природа. Что такое джнана? Это значит знать свое Я и держать в нем ум. Это знание Чистого Атмана.

 

«Как долго человек должен выполнять свои обязанности? До тех пор, пока он отождествляет себя с телом, иными словами, до тех пор, пока он считает себя телом. Так говорит Гита. Думать о теле как об Атмане- это аджнана, невежество».

 

(Бородатому преданному Брахмо из Шибпура ) "Ты Брахмо?"

 

Преданный: «Да, сэр».

 

УЧИТЕЛЬ (улыбается): «Я могу узнать поклонника Бесформенного, посмотрев на его лицо и глаза. Пожалуйста, нырни немного глубже. Никто не может получить драгоценный камень, плавая на поверхности. Что касается меня, я принимаю все - и бесформенного Бога и Бога с формой ".

 

Преданные-марвари из Буррабазара вошли в комнату и приветствовали Учителя. Он начал их хвалить.

 

УЧИТЕЛЬ (преданным): «Ах! Они настоящие преданные Бога. Они посещают храмы, поют гимны Богу и едят прасад. А джентльмена, которого они сделали своим священником в этом году, сведущ в Бхагавате».

 

Преданный Марвари: «Кто это «я», которое говорит: «О, Господь, я твой слуга»?»

 

УЧИТЕЛЬ : «Это лингашарира, или воплощенная душа. Она состоит из манаса, буддхи, читты и ахамкары».

 

Преданный: "Кто является воплощенной душой?"

 

УЧИТЕЛЬ : «Это Атман, связанный восемью оковами. А что такое читта? Это «я-сознание» говорит:« Ага! »

 

Преданный: «Уважаемый, сэр, что происходит после смерти?»

 

Учитель : «Согласно Гите , впоследствии человек становится тем, о чем думает в момент смерти. Царь Бхарата подумал о своем олене и стал оленем в своей следующей жизни. Поэтому нужно практиковать садхану, чтобы осознать Бога. Если человек Думая о Боге днем и ночью, он будет иметь ту же мысль в час смерти ".

 

Преданный: «Почему мы не чувствуем бесстрастия к мирским объектам?»

 

УЧИТЕЛЬ : «Из-за майи. Через майю чувствуешь, что Реальное - нереальное, а нереальное - Реальное. Реальное означает то, что вечно, Верховный Брахман; а нереальное означает то, что не вечно, то есть сказать, мир".

 

Преданный: «Мы читаем Священные Писания. Почему мы не можем их усвоить?»

 

УЧИТЕЛЬ : «Чего можно достичь простым чтением? Нужна духовная практика - аскетизм. Призыв к Богу. Какая польза от простого повторения слова «сиддхи»? Нужно съесть его немного».

 

«Рука кровоточит, когда касается колючего растения. Предположим, вы приносите такое растение и повторяете, сидя рядом с ним: "Вот! Растение сгори.- Это сожжет растение? Этот мир подобен колючему растению. Зажги огонь Знания и вместе с ним подожги растение. Только тогда она сгорит.

 

«Нужно немного поработать на этапе садханы. Тогда путь станет легким. Поверните лодку вокруг изгибов реки и затем отпустите ее при благоприятном ветре.

 

«Пока вы живете в доме майи, пока существует облако майи, вы не видите эффекта Солнца Знания. Выйдите из дома майи, откажитесь от «женщины и золота» и тогда Солнце Знания уничтожит невежество. Линза не может сжечь бумагу в доме. Если вы стоите снаружи, тогда солнечные лучи падают на линзу, и бумага горит. Опять же, линза не может сжечь бумагу, если есть Облако. Бумага горит, когда облако исчезает.

 

Темнота ума разрушается только тогда, когда человек стоит немного в стороне от «женщины и золота» и, таким образом, выделяясь, практикует небольшую аскезу и духовную дисциплину. Только тогда облако его эго и невежества исчезнет. Только тогда он достигнет Знания Бога. Эта «женщина и золото» - единственное облако, которое скрывает Солнце Знания.

 

(Преданному Марвари) «Правила для санньяси чрезвычайно сложны. Он не может иметь ни малейшего контакта с «женщиной и золотом». Он не должен принимать деньги своими руками, и он не должен даже позволять оставлять их рядом с ним».

 

«Лакшминараян Марвари, ведантист, бывал здесь очень часто. Однажды он увидел грязную простыню на моей кровати и сказал: «Я вложу десять тысяч рупий на ваше имя. Проценты позволят вам оплатить ваши расходы». В тот момент, когда он произнес эти слова, я потерял сознание, словно его ударили палкой. Придя в себя, я сказал ему: «Если ты снова произнесешь такие слова, тебе лучше не приходить сюда. Я не могу трогать деньги, мне также невозможно держать их рядом с собой. Он был очень умным парнем. Он сказал: «Тогда у тебя тоже есть идея принятия и отказа. В этом случае ты не достиг Совершенного Знания». «Мой дорогой сэр - сказал я, - я еще не зашел так далеко». (Все смеются.) Затем Лакшминараян хотел оставить деньги у Хридая. Я сказал ему: «Это не подойдет. Если ты оставишь это у Хридая, я скажу ему потратить их, как я хочу. Если он не подчинится». Я рассержусь. Сам денежный контакт плох. Нет, ты не можешь оставить их у Хридая. Не отразится ли на нем предмет, находящийся рядом с зеркалом? "

 

ЧЕЛОВЕК: «Уважаемый, сэр, человек освобождается только тогда, когда он умирает на берегу Ганги?»

 

УЧИТЕЛЬ: «Только Знание Бога дает освобождение. Джняни непременно достигнет освобождения, где бы он ни умер, будь то в яме или на берегу Ганги. Но берег Ганги предписан для связанной души».

 

ПОСВЯЩЕННЫЙ: «Уважаемый, сэр, почему человек, умирающий в Бенаресе, становится освобожденным?»

 

УЧИТЕЛЬ : «Умирающий в Бенаресе человек видит видение Шивы. Шива говорит ему: «Это Мой аспект с формой, Мое воплощение в майе. Я принимаю эту форму ради преданных. Теперь смотрите. Я сливаюсь в неделимой Сатчитананда! Произнося эти слова, Шива забирает свою форму и позволяет умирающему увидеть Брахмана.

 

«В Пуранах говорится, что даже чандала, наделенная любовью к Богу, достигает освобождения. Согласно этой школе, имени Бога достаточно, чтобы освободить душу. Нет необходимости в таких вещах, как поклонение, жертва, дисциплина Тантры и чтение мантр.

 

«Но учения Вед разные. Согласно Ведам, никто, кроме брамина, не может быть освобожден. Кроме того, поклонение не принимается богами, если мантры не читаются правильно. Нужно совершать жертвоприношения, поклонение и так далее. Согласно наставлениям из Священных Писаний. Но где в Калиюге время проводить ведические ритуалы? Поэтому в Калиюге путь преданности, предписанный Нарадой, является наилучшим. Путь кармы очень труден. Карма становится причиной рабства, если она не выполняется в духе отрешенности. Кроме того, жизнь человека в настоящее время зависит от пищи. У него нет времени соблюдать ритуалы, предписанные Священными Писаниями. Пациент умирает, если он пытается вылечить лихорадку, принимая отвар трав, предписанный ортодоксальными местными врачами, поэтому он должен принимать современную «смесь от лихорадки».

 

«Согласно Нараде, преданный должен петь имя и славу Бога. Путь кармы не подходит для Калиюги. Бхакти йога в это правильный путь. Выполняйте свои обязанности в мире до тех пор, пока они вам нужны, чтобы пожинать плоды действий ваших прошлых жизней. Но вы должны развивать любовь к Богу и быть страстно привязан к Нему. Пение имени и славы Бога разрушает эффект прошлых действий».

 

«Вы не должны выполнять обязанности всю свою жизнь. По мере того, как вы развиваете чистую любовь и жажду к Богу, ваши обязанности становятся все меньше и меньше. После осознания Бога они полностью исчезают. Когда молодая невестка беременна, ее свекровь уменьшает ее обязанности. После рождения ребенка ей не нужно выполнять никакой домашней работы».

 

Несколько молодых людей из деревни Дакшинешвар вошли в комнату и приветствовали Шри Рамакришну. Было около четырех часов дня. Они сели и начали разговаривать с Учителем.

 

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК: "Сэр, что такое Знание?"

 

УЧИТЕЛЬ: «Это значит знать, что Бог-единственная реальность, а все остальное нереально. То, что реально, называется также Брахманом. У него другое название: Кала, Время. Есть поговорка: "О брат, как много вещей появляется во Времени и исчезает во Времени!'

 

«Та, кто спорит с Кала, называется Кали. Она - Изначальная Энергия. Кала и Кали, Брахман и Шакти, неделимы».

 

«Этот Брахман, имеющий природу Реальности, Вечен. Он существует в прошлом, настоящем и будущем. Он не имеет ни начала, ни конца. Его нельзя описать словами. Все, что можно сказать о Брахмане, это то, что Он имеет саму природу Разума и Блаженства.

 

«Мир иллюзорен; один только Брахман реален. Мир имеет природу магии. Маг реален, но его магия нереальна».

 

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК: «Если мир имеет природу иллюзии - магии, то почему никто не избавится от него?»

 

УЧИТЕЛЬ : «Это связано с самскарами, врожденными склонностями. Повторные рождения в этом мире майи заставляют поверить, что майя реальна».

 

«Позвольте мне рассказать вам, насколько сильны врожденные склонности. В предыдущем рождении принц был сыном прачки. Играя со своими приятелями в своем воплощении принца, он сказал им: "прекратите эти игры. Я покажу тебе новую. Я лягу на живот, а ты будешь колотить меня по спине, как это делает прачка».

 

«Многие молодые люди приходят сюда. Но лишь немногие жаждут Бога. Эти немногие рождаются с духовной тенденцией. Они содрогаются от разговоров о браке. Ниранджан с детства говорил, что не выйдет замуж.

 

«Более двадцати лет назад два молодых человека приезжали сюда из Баранагора. Одного звали Говинда Пал, а другого - Гопал Сен. Они были преданы Богу с детства. Само упоминание о браке пугало их. У Гопала была бхава самадхи». Он уклонялся от мирских людей, как мышь от кошки. Однажды он увидел, как мальчики семьи Тагор прогуливаются в саду. Он закрылся в кути, чтобы ему не пришлось разговаривать с ними.

 

«Гопал вошел в самадхи в Панчавати. В этом состоянии он сказал мне, касаясь моих ног: «Отпусти меня. Я больше не могу жить в этом мире. У тебя есть много времени ждать. Отпусти меня». Я сказал ему в восторженном состоянии: «Вы должны прийти снова». «Очень хорошо», - сказал он. Через несколько дней ко мне пришел Говинда. «Где Гопал?» Я спросил его. Он сказал: «Он скончался».

 

«О чем думают другие молодые люди? Деньги, дом, кареты, одежда и, наконец, брак. Это то, чем они заняты. Если они хотят жениться, они с самого начала задают вопросы о девушке. Они хотят сами выяснить, красива ли она.

 

«Есть человек, который очень плохо обо мне говорит. Он всегда критикует меня за любовь к молодежи. Я люблю только тех, кто рожден с хорошими тенденциями, чистыми душами с тоской по Богу, которые не обращают никакого внимания на деньги, творение комфорт и тому подобное.

 

«Если женатые люди разовьют в себе любовь к Богу, они не будут привязаны к миру. Хирананда женат. Что, если он? Он не будет «сильно привязан к миру».

 

Хирананда, член Брахмо Самадж, был уроженцем Синда. Он встретил Учителя в Калькутте и стал преданным ему.

 

Манилал, преданные Марвари, преданные Брахмо из Шибпура и молодые люди из Дакшинешвара приветствовали Шри Рамакришну и покинули их.

 

Был вечер лампы были зажжены на южной и западной верандах. В комнате Учителя была зажжена лампа, и горели благовония. Он повторял имя Божественной Матери, погруженной в Ее созерцание. Через некоторое время он снова поговорил с преданными. До вечернего богослужения в храмах оставалось еще некоторое время.

 

УЧИТЕЛЬ (к М.): «Какая потребность в сандхье у человека, который думает о Боге днем и ночью?

 

Какая потребность в ритуалах у людей, какая потребность в молитвах,

Если он повторяет имя Матери в три священных часа?

Ритуалы могут преследовать его близко, но они никогда не смогут его обогнать.

Милосердие, обеты и дарение даров не обращают внимания на ум Мадана;

Лотосные Стопы Блаженной Матери - это вся его молитва и жертва.

 

«Сандхья сливается с Гаятри, Гаятри с Ом. Человек твердо утвердился в духовной жизни, когда он входит в самадхи, произнося «Ом» только один раз.

 

«В Хришикеше есть садху, который встает рано утром и стоит возле большого водопада. Он целый день смотрит на него и говорит Богу: «Ах, ты молодец! Молодец! Как удивительно!» Он не практикует никакой другой формы джапы или аскезы, а ночью возвращается в свою хижину.

 

«Зачем вообще беспокоиться о том, является ли Бог бесформенным или имеет форму? Достаточно, чтобы человек молился Ему одному в одиночестве и плакал: «О Боже, открой Себя мне таким, какой Ты есть».

 

«Бог как внутри, так и снаружи. Это Тот, Кто живет внутри нас. Поэтому Веды говорят, Тат Твам Аси - Это Ты». Бог также вне нас. Он кажется многообразным благодаря майе, но на самом деле Он один существует. Поэтому, прежде чем описывать различные имена и формы Бога, нужно сказать: «Ом Тат Сат». («Ом. Только это и есть Реальность».)

 

«Одно дело узнать о Боге из Священных Писаний, и совсем другое - увидеть Его. Священные Писания дают только намеки. Поэтому читать очень много Священных Писаний не нужно. Гораздо лучше молиться Богу в одиночестве».

 

«Нет необходимости читать всю Гиту. Сущность Гиты можно получить, повторив это слово десять раз. Она переворачивается и становится «таги». Суть книги такова: «О человек, отрекись от всего и поклоняйся Богу».

 

Учитель  пришел в восторг, наблюдая вечернее поклонение Кали в компании преданных. Он был не в состоянии даже приветствовать образ. Очень осторожно он вернулся в свою комнату с преданными и сел; он все еще был в экстазе. Он говорил с ними, находясь в таком состоянии.

 

В комнате был Хари, молодой человек лет двадцати, который был родственником Мукхерджи и очень предан Учителю. Он был женат. В то время он жил с Мухерджи и искал работу.

 

УЧИТЕЛЬ  (к Хари в восторженном состоянии ): «Прими посвящение после получения разрешения твоей матери. (Прие, обращаясь к Хари). Я не мог дать ему мантру, хотя и сказал, что инициирую его. Я не посвящаю людей. Продолжайте свою собственную медитацию и джапу, как вы это делали. "

 

ПРИЯ: Да, сэр.

 

УЧИТЕЛЬ : «И я говорю это вам в этом состоянии моего разума. Верьте моим словам. Понимаете, здесь нет никакого шоу или обмана. Я просто сказал Божественной Матери в своем экстатическом состоянии: «О Мать, пусть эти кто приходит сюда [обращаясь к самому себе] через искреннее влечение, достигает совершенства!»

 

Махендра Кавирадж из Синти сидел на веранде, беседуя с Рамлалом, Хазрой и другими. Учитель  позвал его из своей комнаты. М. быстро вышел и позвал Махендру.

 

УЧИТЕЛЬ  ( Махендре ): «Садись и слушай мои слова».

 

Махендра был немного смущен. Он сел.

 

УЧИТЕЛЬ (преданным): «Богу можно служить по-разному. Восторженный любитель Бога наслаждается Им по-разному. Иногда он говорит: « О Боже, Ты - лотос, а я - пчела », а иногда и « Ты - океан Сатчидананды, а я - рыба. Иногда, опять же, любящий Бога говорит: «Я твоя танцующая девушка». Он танцует и поет перед Ним. Он думает о себе иногда как о друге Бога, а иногда как о Своей служанке. Он иногда смотрит на Бога как ребенка, как Яшода, а иногда как муж или возлюбленная, как гопи.

 

«Иногда Баларама смотрел на Кришну как на друга; иногда он думал, что он зонт или ковер Кришны. Он служил Кришне всеми возможными способами».

 

Шри Рамакришна намекал на свое состояние ума, описывая при этом различные взгляды любящего Бога?

 

Затем он описал три духовных настроения Чайтаньи.

 

УЧИТЕЛЬ: «Чайтаньядева имел обыкновение испытывать три настроения. В самом сокровенном состоянии он был бы погружен в самадхи, не осознавая внешнего мира. В полусознательном состоянии он танцевал в экстазе, но не мог говорить. В сознательном состоянии он пел Славу Божью.

 

(Преданным). «Вы слушаете мои слова. Пытаются их впитать. Когда мирские люди сидят перед садху, они на время полностью скрывают все мирские мысли и идеи. Но как только они отошли от святого человека, они выпустили их снова. Вы видели голубя, поедающего сушеный горошек. Вы думаете, что он переварил их, но он держит их в своем зобе. Вы можете почувствовать их там.

 

«В сумерках отложите все дела и молитесь Богу. Темнота напоминает о Нем. С наступлением темноты человек думает: «Минуту назад я мог видеть все. Кто вызвал это изменение?» - Мусульмане откладывают все дела и молятся в назначенное время.

 

МУХЕРДЖИ: «Уважаемый, сэр, хорошо ли практиковать джапу?»

 

УЧИТЕЛЬ : «Да. Человек достигает Бога через джапу. Повторяя имя Бога тайно и в уединении, человек получает Божественную Благодать. Затем приходит Его видение. Предположим, что под водой лежит большой кусок дерева, прикрепленный к земле цепью; продвигаясь по цепи, звено за звеном, вы, наконец, коснетесь дерева.

 

«Выше, чем поклонение, это джапа, выше, чем джапа, это медитация, выше, чем медитация, это бхава, и выше, чем бхава, есть махабхава и према. У Чайтаньядевы была према. Когда человек достигает премы, у него есть веревка, чтобы связать Бога».

 

Хазра вошел в комнату.

 

УЧИТЕЛЬ  (Хазре): «Любовь к Богу, когда она интенсивна и спонтанна, называется рага-Бхакти. Вайдхи-Бхакти, формальная преданность, зависит от предписаний Писания. Она приходит и уходит. Но рага-Бхакти подобна камню эмблема Шивы, которая возникла из недр земли. Никто не может найти его корень; они говорят, что корень заходит так далеко, как Бенарес. Только Воплощение Бога и Его спутники достигают рага-Бхакти».

 

ХАЗРА: "о, Боже мой!"

 

УЧИТЕЛЬ : «Однажды, возвращаясь из сосновой рощи, я увидел, как ты перебирал четки. Я сказал Божественной Матери: "Мать, какой он недалекий человек! Он живет здесь и все еще практикует джапу с четками! Тот, кто придет сюда [говоря о себе], сразу же пробудит свое духовное сознание; ему не придется много беспокоиться о джапе. Поезжайте в Калькутту, и вы найдете там тысячи людей, перебирающих свои четки, даже у проституток».

 

( М. ). «Пожалуйста, приведите Нарена сюда в коляске. Я обращаюсь к Мукерджи с той же просьбой. Я дам Нарену что-нибудь поесть, когда он придет. Очень важно кормить таких мальчиков, как он».

 

 

Суббота, 4 октября 1884 г.

 

Это был день первого полнолуния после Дурга Пуджи. Шри Рамакришна прибыл в калькуттский дом Набина Сена, старшего брата Кешаба Чандры Сен. В предыдущий четверг мать Кешаба попросила Учителя нанести ей визит в Калькутту.

 

Учитель расположился в комнате на верхнем этаже дома. С ним были Бабурам, Кишори и несколько других преданных. Другие племянники Нандалала и Кешаба, мать Кешаба и другие его родственники ждали Учителя. Было организовано, чтобы в комнате исполнялась религиозная музыка. М. сидел в комнате внизу, слушая киртан.

 

Шри Рамакришна сказал преданным Брахмо: «Мир непостоянен. Человек должен постоянно помнить о смерти». Затем он спел:

 

Запомни это, о ум! Никто не твой

Тщетно твое странствие в этом мире.

В тонкой ловушке ловушки майи, как и ты,

Не забывайте имя Матери...

 

Учитель  сказал преданным: «Погрузись глубже. Что ты получишь, просто плавая на поверхности? Откажись от всего на несколько дней, уйди в уединение и призови Бога всей своей душой».

 

Учитель  спел:

 

Окунись глубже, о ум, ныряй глубоко в Океан Красоты Бога;

Если ты спустишься до дна,

Там ты найдешь жемчужину любви...

 

По просьбе Шри Рамакришны преданные Брахмо спели:

 

Ты мой Все во всем, Господи! - Жизнь моей жизни, Сущность сущности;

В трех мирах у меня нет никого, кроме Тебя, кого я мог бы назвать своим.

Ты мой мир, моя радость, моя надежда, Ты моя опора, мое богатство, моя слава;

Ты моя мудрость и моя сила. . . .

 

Учитель  снова спел:

 

О Мать, ради Яшоды ты хотела танцевать, когда она называла тебя своим драгоценным "Голубым Камнем".

Где ты спрятала эту прекрасную форму, О ужасная Шьяма? . . .

 

Преданные Брахмо также пели под аккомпанемент тарелок и барабанов:

 

О Мать, как глубока Твоя любовь к людям!

Помня об этом, я плачу от радости.

Почти со дня моего рождения

Я нарушил Твой закон,

И все же Ты смотришь на меня с любовью,

Утешая меня сладкими словами.

Помня об этом, я плачу от радости.

О Мать, бремя Твоей любви

Слишком велик для меня, чтобы терпеть;

Моя душа издает пронзительный крик

На прикосновение Твоей любви. К тебе приду,

В поисках убежища у Твоих ног.

 

Они снова пели о Божественной Матери:

 

О Мать, Ты, мой внутренний Проводник, всегда бодрствуй в моем сердце!

День и ночь Ты держишь меня на коленях Своих.

Почему Ты проявляешь такую нежность к Своему недостойному ребенку?

Ах! Кажется, Ты обезумела от любви: то лаская, то крепко обнимая.

Удерживая меня, Ты даешь мне напиться

Твой нектар, льющийся в мои уши, Твои слова любящей нежности.

Непрестанна Твоя любовь ко мне, любовь, которая не видит моих недостатков. ;

Когда я в опасности, Ты спасаешь меня.

Спасительница грешников! Я знаю правду: Я принадлежу своей Матери, а Она-мне.

Теперь я буду слушать Ее одну и следовать по пути праведности;

Пить молоко, которое течет из груди моей Матери,

Я буду сильным и буду петь от радости: «Радуйся, о Мать! Вечный Брахман!»

 

Учитель  и преданные Брахмо спели несколько песен о Хари и Гауранге.

 

 

Воскресенье, 5 октября 1884 г.

 

После обеда Шри Рамакришна сидел в своей комнате с М., Хазрой, старшим Кали, Бабурамом, Рамлалем, Хари и другими. Одни сидели на полу, другие стояли. Накануне Учитель посетил мать Кешаба в ее калькуттском доме и осчастливил ее своими молитвенными песнями.

 

Хазра долгое время жил с Учителем в Дакшинешваре. Он был немного тщеславен в своих знаниях и даже критиковал Учителя время от времени перед другими. Опять же, он сидел на веранде комнаты Учителя и с явной концентрацией перебирая свои четки. Он пренебрежительно говорил о Чайтанье как о «современном воплощении». Он сказал: «Бог дает не только чистую преданность, но и богатство. Ему не хватает этого. Достигнув Бога, человек также получает восемь оккультных сил». У Хазры был небольшой долг, около тысячи рупий. Он взял на себя это за строительство своего дома и беспокоился о оплате.

 

У старшего Кали была должность в кабинете, с которой он получал небольшую зарплату. У него была большая семья, чтобы содержать. Он был предан Учителю и время от времени навещал его, даже отсутствуя в офисе.

 

КАЛИ (Хазре): «Ты продолжаешь критиковать людей; ты как пробный камень, проверяющий, что такое чистое золото, а что нечистое. Почему ты так плохо говоришь о других?»

 

ХАЗРА: «Что бы я ни говорил, я говорю ему [имеется в виду Шри Рамакришна]».

 

УЧИТЕЛЬ : «Это так».

 

Хазра начал объяснять Таттваджнана.

 

Хазра: «Смысл Таттваджнаны - знание о существовании двадцати четырех таттв, или космических принципов».

 

Он был неправ в отношении значения слова.

 

ПРЕДАННЫЙ: "Кто они?"

 

Хазра: «Пять элементов, шесть страстей, пять органов восприятия, пять органов действия и так далее».

 

М. (Учителю, улыбаясь): «Он говорит, что шесть страстей включены в двадцать четыре космических принципа».

 

УЧИТЕЛЬ  (улыбаясь): «Послушай его! Обратите внимание, как он объясняет Таттваджнану! Слово действительно означает «познание себя». Слово «тат» означает Высшее Я, а слово «твам»- воплощенная душа. Человек достигает Высшего Знания. Таттваджнана, осознавая идентичность воплощенной души и Высшего Я».

 

Через несколько минут Хазра вышел из комнаты и сел на крыльцо.

 

УЧИТЕЛЬ (М. и другим): «Он [имеется в виду Хазру] только спорит. Возможно, в этот момент он понимает, но в следующий момент он снова за свое старое я».

 

«Когда рыбак ловит большую рыбу и обнаруживает, что она сильно тянет, он ослабляет леску; в противном случае она разорвется, и сам рыбак окажется в воде. Поэтому я не говорю ему многое».

 

(к М.) «Хазра сказал, что человек не может быть освобожден, если он не родился в теле брахмана. «Как это?» Я сказал: «Один достигает освобождения только благодаря Бхакти. Савари была дочерью охотника. Она, Рухидас и другие принадлежали к касте шудр. Они были освобождены только благодаря Бхакти». «Но все же…» настаивал Хазра.»

 

«Он признал духовное величие Дхрувы, но не так сильно, как он признал Прахладу. Когда Лату сказал: «У Дхрувы было великое стремление к Богу с детства», он продолжал молчать.»

 

«Я сказал, что нет ничего более великого, чем Бхакти, который не ищет конца и не имеет эгоистических мотивов. Хазра возразил: Я сказал ему: "богатый человек раздражается, когда к нему приходит проситель. - Вон он идет, - сердито говорит он. "Садись", - говорит он ему равнодушным голосом и показывает, что он очень раздражен. Он не позволяет такому нищему ехать с ним в карете.»

 

«Но Хазра сказал, что Бог не похож на таких богатых людей в мире; разве ему не хватает богатства, чтобы чувствовать себя ущемленным, раздавая его? - Когда с неба падает дождь, Ганга, все большие реки и озера переполняются водой. Небольшие резервуары тоже заполнены. Точно так же Бог по Своей милости дарует богатство и добро, а также знание и преданность.»

 

(Преданным) «Но я называю это нечистой преданностью Богу. За чистой преданностью нет никакого желания. Вы ничего не хотите от меня, но вы любите видеть меня и слышать мои слова. Мой разум также сосредоточен на вас. Интересно, как ты и почему не приходишь.»

 

«Ты ничего не хочешь от Бога, но все равно любишь Его. Это чистое Бхакти, любовь к Богу без каких-либо мотивов. У Прахлады было это. Он не искал ни царства, ни богатства; он искал только Хари».

 

М: «Хазра - болтун. Он ничего не добьется, пока не замолчит».

 

УЧИТЕЛЬ : «Время от времени он приходит ко мне и смягчается. Но он - вредитель; он снова спорит. Очень трудно избавиться от эгоизма. Вы можете срубить дерево асватт, но на следующий день прорастет росток вверх». Пока корни остаются, дерево будет расти снова.

 

«Я сказал Хазре:«Ни о ком не говори плохо». Сам Нараяна принял все эти формы. Можно поклоняться даже злому человеку. Разве вы не наблюдали Пуджу Кумари? Почему вы должны поклоняться девушке, которая имеет все физические ограничения человека? Это потому, что она форма Божественной Матери. Но Бог по-особенному обитает в Своем преданном. Преданный - это Его гостиная. Если у тыквы большое тело, то из нее делают хорошую танпуру. Он издает хороший звук".

 

Утром двое монахов прибыли в храмовый сад. Они были посвящены изучению Бхагавад-гиты, Веданты и других писаний. Они вошли в комнату Учителя, приветствовали его и сели на коврик на полу. Шри Рамакришна сидел на маленькой кушетке. Учитель говорил с садху в индуистском стиле.

 

УЧИТЕЛЬ : "Ты ел?"

 

САДХУ: «Да, сэр».

 

УЧИТЕЛЬ : "Что ты ел?"

 

САДХУ: "Дал и хлеб. Ты возьмешь немного?"

 

УЧИТЕЛЬ : «Нет, я беру только несколько кусочков риса. Ну, твоя джапа и медитация должны быть без какого-либо стремления к результатам. Не правда ли?»

 

САДХУ: «Да, сэр».

 

УЧИТЕЛЬ : «Это хорошо. Нужно отдать результат Богу. Что ты скажешь? Это точка зрения Гиты».

 

Один садху сказал другому, цитируя «Гиту» : «О Арджуна, все, что ты делаешь, что бы ты ни ел, что бы ты ни приносил в жертву, что бы ты ни делал на благотворительность, и какие бы то ни было аскезы, которые ты совершаешь, предлагай все мне».

 

УЧИТЕЛЬ : «Если ты дашь Богу что-то, ты получишь это обратно тысячу раз. Вот почему, совершая заслуженные поступки, человек предлагает горсть воды Богу. Это символ принесения плода Богу. Когда Юдхиштхира собирался возложив все свои грехи на Кришну, Бхима предупредил его: «Никогда не делай таких вещей. Все, что ты предлагаешь Кришне, ты получишь в тысячу раз».

 

(Одному из садху) «Ну, сэр, человек должен быть лишенным желаний; человек должен отказаться от всех желаний. Разве это не так?»

 

САДХУ: «Да, сэр».

 

УЧИТЕЛЬ : «Но у меня есть желание Бхакти. Это не плохо. Скорее, это хорошо. Сладости плохие, потому что они вызывают кислотность. Но леденцы - исключение. Разве это не так?»

 

САДХУ: «Да, сэр».

 

УЧИТЕЛЬ : «Ну, сэр, что вы думаете о Веданте?»

 

САДХУ: «Оно включает в себя все шесть систем философии».

 

УЧИТЕЛЬ : «Но суть Веданты такова: «Один Брахман реален, а мир иллюзорен; у меня нет отдельного существования; я один этот Брахман». Разве это не так? "

 

САДХУ: «Это правда, сэр».

 

УЧИТЕЛЬ : «Но для тех, кто ведет жизнь домохозяина, и тех, кто отождествляет себя с телом, такое отношение «Я есть Он» нехорошо. Для домохозяев нехорошо читать Веданту или Йогавасиштху. Это очень вредно чтобы они читали эти книги. Домохозяева должны смотреть на Бога как на своего Учителя, а на себя как на Его слуг. Они должны думать: «О Боже, Ты - Хозяин и Господь, а я - Твой слуга». Люди, которые отождествляют себя с телом, не должны иметь отношения «Я есть Он».

 

Преданные в комнате молчали. Шри Рамакришна слегка улыбнулся, изображая самодовольства. Он казался счастливым в своем собственном Я.

 

Один из садху прошептал на ухо другому: «Смотрите! Это состояние парамахамсы».

 

УЧИТЕЛЬ  (к М.): «Мне хочется смеяться».

 

Шри Рамакришна улыбнулся, как ребенок. Монахи вышли из комнаты. Преданные передвигались по комнате и на крыльце.

 

УЧИТЕЛЬ  (к М.): "Вы ходили в дом Набина Сена?"

 

М: «Да, сэр. Я слушал песни внизу».

 

УЧИТЕЛЬ : "Это было хорошо сделано. Твоя жена была там. Она двоюродная сестра Кешаб Сена, не так ли?"

 

М: «Дальняя родственница».

 

Шри Рамакришна прогуливался взад и вперед вместе с М. Никого больше не было с ними.

 

УЧИТЕЛЬ : «Муж посещает дом своего тестя. Я тоже часто думал, что должен жениться, пойти в дом моего тестя и весело провести время. Но посмотрите, что из этого получилось!"

 

М: Сэр, вы говорите: «Если ребенок держит отца за руку, он может поскользнуться; но он не поскользнется, если отец держит его за руку.- Именно таково ваше состояние. Мать взяла вас за руку.

 

УЧИТЕЛЬ : «Я встретил Бамандаса в доме Висвасов. Я сказал ему: "я пришел к тебе. Уходя, я услышал, как он сказал: "Боже милостивый! Божественная Мать схватила его, как тигр человека. В то время я был молодым человеком, очень крепким, и всегда в экстазе.

 

«Я очень боюсь женщин. Когда я смотрю на одну из них, я чувствую, как будто тигрица собиралась пожрать меня. Кроме того, я обнаружил, что их тела, их конечности и даже их поры очень большие. Это заставляет меня смотреть на них как на чудовищ. Раньше я боялся женщин гораздо больше, чем сейчас. Я не позволю никому приблизиться ко мне. Теперь я различными способами убеждаю свой ум смотреть на женщин как на формы Блаженной Матери.

 

Женщина, без сомнения, является частью Божественной Матери. Но что касается мужчины, особенно санньяси или преданного Бога, ее следует избегать. Я не позволяю женщине долго сидеть рядом со мной, как бы велика ни была ее преданность. Через некоторое время я говорю ей: "Иди и посмотри на храмы.- Если это не заставит ее двигаться, я сам выйду из комнаты под предлогом курения.

 

«Я считаю, что некоторые мужчины совсем не интересуются женщинами. Ниранджан говорит: «Женщина никогда не входит в мои мысли». Я спросил об этом Хари (позже Свами Туриянанда). Он тоже сказал, что его ум не зацикливается на женщине.

 

«Женщина монополизирует три четверти разума, который должен быть отдан Богу. А затем, после рождения ребенка, почти весь разум растрачивается на семью. Тогда что же остается отдавать Богу?

 

«Опять же, есть некоторые мужчины, которые как бы пролили свою последнюю каплю крови, чтобы уберечь своих жен от вреда. Есть привратник, старик, жене которого всего четырнадцать лет. Ей пришлось жить с ним. Они жили в соломенной хижине со стенами, сделанными из сухих листьев. Люди сделали отверстия в стене, чтобы заглянуть внутрь. Теперь она оставила его и убежала.

 

«Я знаю другого мужчину. Он не знает, где держать свою жену. Дома были какие-то проблемы, и теперь он очень обеспокоен. Давайте больше не будем об этом говорить.

 

«Если мужчина живет с женщиной, он не может не подчиниться ей. Мирские мужчины встают и садятся по указке женщин. Все они высоко ценят своих жен.

 

«Однажды я захотел поехать в определенное место. Я спросил об этом тетю Рамлала (его собственную жену). Она запретила мне ехать; поэтому я не смог. Через некоторое время я сказал себе: «Я не домохозяин. Я отказался от «женщины и золота». Если, несмотря на это, это мое бедственное положение, можно хорошо представить, насколько мирские люди контролируются своими женами».

М: «Тот, кто живет посреди «женщины и золота», не может не запачкаться этим, хотя бы немного. Вы рассказали нам о Джайнараяне. Он был таким великим ученым. Когда вы посещали его, он был стариком. Ты нашел его греющим подушки и одеяла на солнце ".

 

УЧИТЕЛЬ : «Но у него не было тщеславия учености. Далее, то, что он сказал о последних днях своей жизни, сбылось. Он провел их в Бенаресе, следуя наставлениям Священных Писаний. Я видел его детей. Они были в высоких сапогахи получили образование в английских школах».

 

С помощью вопросов и ответов Шри Рамакришна теперь объяснил М. свое возвышенное состояние.

 

УЧИТЕЛЬ: «Сначала я просто сошел с ума. Почему я теперь так нехорош? Но время от времени я вхожу в это состояние».

 

М: «У тебя не одно состояние. Как вы сказали, вы испытываете различные настроения. Иногда вы похожи на ребенка, иногда на сумасшедшего, иногда на инертное существо, а иногда на упыря. И время от времени вы становитесь естественным человеком».

 

УЧИТЕЛЬ: «Да, как ребенок. Но я также испытываю настроения мальчика и молодого человека. Когда я даю наставления, я чувствую себя молодым человеком. Тогда возникает мое мальчишеское состояние: как мальчик двенадцати или тринадцати лет, я хочу быть легкомысленным. Вот почему я шучу и веселюсь с молодежью.

 

"Что ты думаешь о Нарене?"

 

М: «У него хорошие качества, сэр.

 

УЧИТЕЛЬ: «Да, оболочка тыквы хороша. Танпура, сделанная из нее, даст хорошую музыку. Он говорит мне: « Ты есть все ». Все говорят обо мне согласно своему пониманию, а некоторые говорят, что я просто садху, преданный Бога.

 

«Если я запрещаю Нарану что-то делать, он это очень хорошо понимает. На днях я попросил его поднять занавеску, но он этого не сделал. Я запретил ему завязывать узел, шить одежду, чтобы запереть ящик, поднять занавеску и тому подобное. Он все это понял. Тот, кто откажется от мира, должен практиковать все эти дисциплины. Они предназначены для санньяси.

 

«Практикуя садхану, мужчина должен относиться к женщине как к бушующему лесному пожару или черной кобре. Но в состоянии совершенства, после осознания Бога, она появляется как Блаженная Мать. Тогда вы будете смотреть на нее как на форму Божественной Матери."

 

Несколькими днями ранее Шри Рамакришна предостерегал Нарайяна о женщинах. Он сказал: "Не позволяй себе касаться воздуха рядом с телом женщины. Накройте себя тяжелой простыней, чтобы воздух не коснулся вашего тела. И держись на расстоянии восьми локтей, двух локтей или хотя бы одного локтя от всех женщин, кроме своей матери."

 

УЧИТЕЛЬ (к М.): «Мать Нарана сказала ему обо мне: «Даже мы очарованы его видом, не говоря уже о вас, просто ребенок». Никто, кроме бесхитростного, не может осознать Бога. Какой же бесхитростный Ниранджан! "

 

М: Верно, сэр.

 

УЧИТЕЛЬ: «Разве вы не заметили его в тот день в карете по дороге в Калькутту? Он всегда один и тот же - без лукавства. Человек показывает одну сторону своей натуры в своем доме, а другую - внешнему миру. После смерти отца Нарендра беспокоился о его мирских делах. У него немного расчетливый ум. Как бы мне хотелось, чтобы другие молодые люди были такими же, как Ниранджан и Нарендра!

 

«Сегодня я пошел в деревню, чтобы посмотреть театрализованное представление Нильканты. Оно было дано в доме Набина Нийоги.  Дети там очень плохие, им нечего делать, кроме как придираться. В таком месте духовное чувство человека сдерживается. На днях во время выступления я видел, как Доктор Мадху проливал слезы. Я смотрел на него одного.

 

(к М.). «Можете ли вы сказать мне, почему люди чувствуют себя настолько привлеченными к этому месту (имеется в виду себя)? Что это значит?»

 

М: «Это напоминает мне об одном эпизоде из жизни Кришны во Вриндаване. Кришна превратил Себя в мальчиков-пастушков и телят, после чего коровы стали ощущать сильное влечение к мальчикам-пастушкам, гопи и телятам».

 

УЧИТЕЛЬ : «Это притяжение Бога. Правда в том, что Божественная Мать создает заклинание, и это то, что привлекает людей.

 

«Ну, не так много людей приезжают сюда, как раньше, когда ходили к Кешаб Сену. И сколько людей уважают и почитают Кешаба! Его знают даже в Англии. Королева Виктория говорила с ним. В Гите сказано, что сила Бога проявляется в нем, которого многие почитают и уважают. Но так много людей сюда не приходят».

 

М: "Это были домовладельцы, которые пошли к Кешаб Сену".

 

УЧИТЕЛЬ: «Да, это правда. Мирское мышление».

 

М: "То, что основал Кешаб, останется надолго?"

 

УЧИТЕЛЬ: «Да ведь он написал самхиту, книгу правил для руководства членов своего Брахмо Самаджа».

 

М: «Но с работой, проделанной самим Божественным Воплощением, дело обстоит иначе - например, с работой Чайтаньи».

 

УЧИТЕЛЬ: «Да, да. Это правда».

 

М: «Вы сами говорите нам, что Чайтаньядева сказал: «Семена, которые я посеял, непременно принесут плоды». Человек оставил семена на карнизе дома. Позже дом рухнул, и из этих семян выросли деревья ".

 

УЧИТЕЛЬ: «Многие люди идут в Самадж, основанный Шиванатхом и его друзьями. Разве это не так?»

 

М: «Да, сэр. Люди такого рода».

 

УЧИТЕЛЬ (улыбается): «Да, да. Сюда ходят мирские люди, но не многие из тех, кто жаждет Бога и пытается отречься от «женщины и золота».

 

М: «Будет хорошо, если из этого места потечет ток. Все будет унесено его силой. Ничто из того, что выходит из этого места, не будет монотонным».

 

УЧИТЕЛЬ (улыбается): «Я сохраняю собственные идеалы людей без изменений. Я прошу Вайшнава придерживаться его вайшнавского отношения, а Шакты его. Но я также говорю им: « Никогда не чувствуйте, что ваш путь один правильный и что пути другие не правы и полны ошибок. Индусы, мусульмане и христиане идут разными путями к одному месту назначения. Человек может осознать Бога, следуя своему собственному пути, если его молитва искренна.

 

«Свекровь Виджая сказала мне: «Почему бы тебе не сказать Балараму, что нет необходимости поклоняться Богу с формой; этого будет достаточно, если он молится бесформенному Сатчитананде?» Я ответил: «Почему я должен говорить такие вещи, и почему он должен слушать меня, даже если я должен это говорить?»

 

М: «Это правда, сэр. Существуют различные пути, подходящие для времени, места и пригодности кандидата. Каким бы путем ни шел человек, он в конечном итоге достигнет Бога, если он чист сердцем и имеет искреннее стремление. Вот что вы говорите."

 

 

Шри Рамакришна сидел в своей комнате. Хари, родственник Мукерджи, М. и другие преданные, были на полу. Неизвестный человек отдал честь Учителю и сел. Учитель  заметил позже, что его глаза не были хорошими. Они были желтыми, как кошачьи.

 

Хари приготовил дым для Шри Рамакришны.

 

УЧИТЕЛЬ (к Хари): «Позволь мне увидеть твою ладонь. Этот знак - хороший знак. Расслабь свою руку».

 

Он взял Хари за руку, словно чтобы почувствовать ее вес.

 

УЧИТЕЛЬ : «Он все еще похож на ребенка. В нем еще нет порока. По руке я могу сказать, лжив человек или простодушен. Почему бы тебе не пойти к тестю? Ты должен поговорить со своей женой и повеселиться с ней, если хочешь. (к М. Что вы скажете? И другие смеются.)

 

М: «Если новый горшок станет худым, в нем больше не останется молока».

 

УЧИТЕЛЬ (улыбаясь): «Откуда ты знаешь, что это уже неплохо?»

 

Два Мухерджи, Махендра и Приянатха, были братьями. Они не работали в офисе, но имели свою собственную мельницу. Приянатха была инженером. Шри Рамакришна говорил с Хари о братьях Мукхерджи.

 

УЧИТЕЛЬ : «Старший брат хороший, не так ли? Он бесхитростен».

 

ХАРИ: Да, сэр.

 

УЧИТЕЛЬ : «Разве младший брат не очень скупой? Я понимаю, что с тех пор, как он приехал сюда, он значительно улучшился. Однажды он сказал мне: «Я ничего не знал раньше». (к Хари) Они что-нибудь дают на благотворительность? "

 

ХАРИ: «Насколько я понимаю, не так много. Их старший брат, уже умерший, был очень хорошим человеком. Он был очень милосердным».

 

УЧИТЕЛЬ (к М. и другим): «Достигнет ли человек духовного прогресса или нет, можно узнать в значительной степени по его физическим признакам. Рука лживого человека тяжела. Вздернутый нос-плохой знак. У Шамбху был такой нос, поэтому, несмотря на всю свою мудрость, он не был вполне искренним. "Куриная грудь" тоже плохой знак. Твердые кости и тяжелые локтевые суставы-тоже плохой признак, и желтые глаза, как у кошки.

 

«Человек становится очень злым, если у него толстые губы, как у купола. (Одна из самых низких каст индусов). Брахман был здесь в течение нескольких месяцев, выступая в роли священника храма Вишну. Я не мог есть еду, к которой он прикоснулся. Однажды я вдруг воскликнул: «Он купол!» После этого он сказал мне: «Да, сэр. Мы живем в купольных кварталах. Я знаю, как делать плетеные корзины и все такое, как купол».

 

«Существуют и другие плохие физические признаки: один глаз и косоглазие. Лучше иметь один глаз, но никогда не косой глаз. Косоглазые люди злые и лживые.

 

«Сюда пришел ученик Махеша Наяратны. Он назвал себя атеистом. Он сказал Хридаю: «Я атеист. Вы можете занять позицию верующего в Бога и спорить со мной». Вслед за этим я внимательно наблюдал за ним и заметил, что его глаза были желтыми, как кошачьи.

 

«Хороший человек или плохой, также можно узнать по тому, как он идет».

 

Шри Рамакришна ходил по веранде. М. и Бабурам гуляли с ним.

 

УЧИТЕЛЬ  (Хазре): «Сюда пришел человек. Я увидел, что его глаза похожи на кошачьи. Он спросил меня: «Ты знаешь астрологию? Я в некотором затруднении». Я сказал: «Нет, не знаю. Отправляйся в Баранагор. Там ты найдешь астрологов».

 

Бабурам и М. говорили о театральном представлении Нильканты. Бабурам провел предыдущую ночь в саду храма после своего возвращения из дома Набина Сена. Утром он посетил представление Нильканты с Учителем.

 

УЧИТЕЛЬ  ( М. и Бабураму ): "О чем ты говоришь?"

 

М. И БАБУРАМ: «О выступлении Нильканты».

 

Проходя по веранде, Шри Рамакришна внезапно отвел М. в сторону и сказал: «Чем меньше люди знают о твоих мыслях о Боге, тем лучше для тебя». Сказав эти слова, Учитель внезапно ушел. Вскоре после этого он начал разговаривать с Хазрой.

 

ХАЗРА: «Нильканта сказал тебе, что нанесет тебе визит. Было бы хорошо, если бы он послал за ним».

 

УЧИТЕЛЬ : «Нет, он совсем не спал прошлой ночью. Будет иначе, если он придет сюда по воле Бога».

 

Шри Рамакришна попросил Бабурама посетить Нараяна в его доме. Он смотрел на Нараяна как на Самого Бога, и поэтому он хотел увидеть его. Учитель  сказал Бабураму: «Вы можете пойти к нему с одним из ваших английских учебников».

 

Около трех часов дня Шри Рамакришна сидел в своей комнате. Нилькантх прибыл с пятью или шестью своими спутниками. Учитель пошел к восточной двери, как будто приветствуя его. Музыканты поклонились Учителю, коснувшись лбом земли.

 

Шри Рамакришна вошел в самадхи. Бабурам стоял позади него. М., Нилькантх и музыканты стояли перед ним, с удивлением наблюдая за ним. Динанатх служитель храма, наблюдал за происходящим с северной стороны кровати. Вскоре комната наполнилась служителями храмового сада. Экстаз Шри Рамакришны немного поутих. Он сел на циновку на полу, окруженный Нилькантхой и другими преданными.

 

УЧИТЕЛЬ (все еще в экстатическом состоянии): «Я в порядке».

 

NILKANTHA (со сложенными руками): «И со мной тоже все в порядке».

 

УЧИТЕЛЬ (улыбается): «Да, с тобой уже все в порядке. Добавляя букву «а» к «ка», человек получает «ка». Добавляя еще один «а» к «ка», он все равно получает то же самое «ка» (Все смеются.)

 

НИЛКАНТХА: «Уважаемый, сэр, я запутался в мирском».

 

УЧИТЕЛЬ (улыбается): «Бог сохранил тебя в мире ради других. Есть восемь оков. Нельзя избавиться от них всех. Бог хранит одного или двух, чтобы человек мог жить в мире и учить других. Вы организовали эту театральную труппу. Сколько людей получают пользу, видя вашу Бхакти! Если вы откажетесь от всего, то куда пойдут эти музыканты?

 

«Бог теперь делает все эти дела через вас. Когда они закончатся, вы не вернетесь к ним. Домохозяйка завершает свои домашние обязанности, кормит всех, включая слуг и служанок, а затем идет принимать ванну. Она не вернется, даже если люди будут звать ее."

 

NILKANTHA: «Пожалуйста, благослови меня».

 

УЧИТЕЛЬ : «Яшода сошла с ума от горя, потому что она была отделена от Кришны. Она пошла к Радхике, которая медитировала. Радхика сказала ей в экстатическом состоянии: «Я - Первичная Пракрити, Изначальная Сила. Попроси у Меня благо». Яшода сказала ей: «Что я буду просить у Тебя? Пожалуйста, благослови меня, чтобы всем своим телом, разумом и речью я могла думать о Боге и служить Ему, чтобы своими ушами я могла слышать пение имен и славы Бога, что моими руками я могу служить Хари и Его преданным; чтобы моими глазами я могла видеть Его форму и Его преданных».

 

«Твои глаза наполняются слезами, когда ты произносишь имя Бога. Зачем тогда тебе о чем-то беспокоиться? В тебе выросла божественная любовь.

 

«Знать много вещей - это аджнана, невежество. Знать только одно» - это джняна, Знание - осознание того, что один Бог реален и что Он обитает во всем. И говорить с Ним - это виджняна, более полное Знание. Любить Бога по-разному, осознав Его, - это виджняна.

 

«Также сказано, что Бог находится за пределами одного и двух. Он находится за пределами речи и разума. Чтобы подняться из Лилы в Нитью и снова спуститься из. Нитья в Лилу - это зрелый Бхакти».

 

«Мне нравится эта ваша песня о стремлении достичь Лотосных Стоп Божественной Матери. Достаточно знать, что все зависит от Божьей благодати. Но нужно молиться Богу; это не поможет оставаться бездеятельным. Адвокат приводит все аргументы и заканчивает свою просьбу, говоря судье: «Я сказал все, что должен сказать. Теперь решение остается за Вашей Честью».

 

Через несколько минут Шри Рамакришна сказал Нильканте: «Ты так много пел по утрам, а теперь взял на себя труд прийти сюда. Но здесь все "почетно"».

 

NILKANTHA: "Почему так?"

 

УЧИТЕЛЬ (улыбаясь): «Я знаю, что ты скажешь».

 

NILKANTHA: «Я получу драгоценный камень отсюда».

 

УЧИТЕЛЬ: «У тебя уже есть этот драгоценный камень. Что ты получишь, снова добавив букву «а» к «ка»? Если у тебя не было этого драгоценного камня, я должен так любить твои песни? Рампрасад достиг божественной реализации; вот почему его песни так нравятся.

 

«Я уже планировал услышать вашу музыку. Позже Нийоги тоже пришел сюда, чтобы пригласить меня».

 

Учитель  сидел на маленькой кушетке. Он сказал Нилькантху, что хотел бы услышать одну или две песни о Божественной Матери.

 

Нильканта спел две песни со своими спутниками. Когда Учитель услышал вторую песню, он встал и вошел в самадхи. В настоящее время он начал танцевать в экстазе божественной любви. Нилькантх и преданные пели и танцевали вокруг него. Затем Нилькантх спел песню о Шиве, и Учитель  танцевал с преданными.

 

Когда пение закончилось, Шри Рамакришна сказал Нилькантху: «Я хотел бы услышать твою песню, которую я услышал в Калькутте».

 

М: "О Шри Гауранге?"

 

УЧИТЕЛЬ : «Да, да!»

 

Нилькантх спел песню:

«Прекрасный Гауранга, юный танцор, прекрасный, как расплавленное золото».

 

Шри Рамакришна снова и снова пел строчку «Все сметает наплыв любви» и танцевал с Нилькантхом и другими преданными. Те, кто видел этот неописуемый танец, никогда не забудут его. Комната была заполнена людьми, опьяненными божественной радостью. Казалось, будто сам Чайтанья танцевал со своими спутниками.

 

Маномохан был в экстазе. Он был преданным Шри Рамакришны и зятем Ракхала. Несколько дам его семьи пришли с ним. Они были свидетелями этой божественной музыки и танцевали в северной веранде.

 

Шри Рамакришна снова спел, на этот раз о Гауранге и Нитьянанде:

 

Вот, пришли два брата, которые плачут, повторяя имя Хари...

 

Он танцевал с Нилькантой и другими преданными, импровизируя:

 

Вот, пришли два брата, они безумны от любви к Радхе.

 

Услышав громкую музыку, вокруг комнаты собралось много людей. Веранды на юге и севере и полукруглое крыльцо к западу от комнаты были заполнены людьми. Даже пассажиры в лодках, идущих по Гангу, были привлечены киртаном.

 

Музыка была закончена. Шри Рамакришна поклонился Божественной Матери и сказал: «Бхагавата-бхакта-Бхагаван. Мои приветствия Джняни, мои приветствия йогам, мои приветствия бхактам».

 

Учитель сидел на полукруглом крыльце вместе с Нилькантой и другими преданными. Осенняя луна залила все помещения светом. Шри Рамакришна и Нильканта говорили.

 

НИЛКАНТХА: «Ты не кто иной, как Гауранга».

 

УЧИТЕЛЬ : «Почему ты должен так говорить? Я - слуга слуги всех. Волны принадлежат Ганге; но принадлежит ли Ганга волнам?»

 

НИЛКАНТХА: «Вы можете говорить все, что хотите, но мы считаем вас самим Гаурангой».

 

УЧИТЕЛЬ (нежно, в экстатическом состоянии): «Дорогой сэр, я пытаюсь найти свое «я», но я не нахожу его. Хануман сказал: «О Рама, иногда я думаю, что Ты - это целое, а я есть часть, а иногда и то, что Ты - Хозяин , а я - Твой слуга. Но когда у меня есть Знание Реальности, я вижу, что Ты - это я, а я - Ты».

 

НИЛКАНТХА: «Что мне сказать, сэр? Пожалуйста, будьте добры к нам».

 

УЧИТЕЛЬ (улыбается): «Вы переправляете многих людей через океан мира. Сколько сердец озарено от прослушивания вашей музыки!»

 

НИЛКАНТХА: «Ты говоришь о переправе. Но благослови меня, чтобы я сам не утонул в океане».

 

УЧИТЕЛЬ (улыбается): «Если ты утонешь, это будет в Море Бессмертия».

 

Шри Рамакришна был в восторге от компании Нилькантхи. Он сказал музыканту: «Чтобы ты пришел сюда! Ты, которого люди видят в результате многих аскез и молитв! Послушай, песню».

 

Учитель спел песню, две строки которой звучали так:

 

Когда Блаженная Мать придет в мой дом, сколько Чанди я услышу!

Сколько монахов придет сюда, и сколько йогов с спутанными волосами!

 

Он продолжил: «Пока сюда приходит Божественная Мать, придут и многие йоги с спутанными локонами».

 

Шри Рамакришна рассмеялся. М, Бабураму и другим преданным он сказал: «Мне очень нравится смеяться. Просто представь, я пою для этих музыкантов!»

 

НИЛКАНТХА: «Мы продолжаем петь; но сегодня у нас была настоящая награда».

 

УЧИТЕЛЬ (улыбается): «Когда продавец продает товар, он иногда дает покупателю немного больше. Вы пели в доме Набина и давали здесь что-то дополнительное».    Все смеялись.



Оглавление


На главную